Рабочая программа инструктора по физической культуре Васильевой Л.Ш к Образовательной программе дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) от 4 до 5 лет.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА
решением Педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 35
Фрунзенского района СПб
протокол от 27.08.2025 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА
заведующим ГБДОУ детский сад № 35
Фрунзенского района СПб
___________ Симанковой И.В.
Приказом от 27.08. 2025 г. № 54-ПС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Инструктора по физической культуре Васильевой Л. Ш.
на 2025-2026 учебный год
к Образовательной программе дошкольного образования, адаптированной
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с ЗПР)
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский
сад № 35 комбинированного вида Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
«Физическое развитие».
Возраст обучающихся: 4 - 5 лет

Санкт-Петербург
2025
1

СОДЕРЖАНИЕ
I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи программы

3

1.3

Принципы построения программы, установленные ФГОС ДО

4

1.4

Планируемые результаты в образовательной области «Физическое
развитие».

5

1.5

Особенности организации двигательной активности с детьми с
ЗПР

5

1.6

Педагогическая
результатов.

7

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.

Задачи и содержание образования в области «физическое развитие»

10

2.2.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
программы

12

2.3

Способы и направления поддержки детской инициативы

14

2.4

Особенности взаимодействия инструктора по физической
культуре с семьями обучающихся.

14

2.5

Формы взаимодействия инструктора по физической культуре с
родителями (законными представителями) обучающихся

16

2.6

План консультаций взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся)

16

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Психолого-педагогические условия реализации

3.1

диагностика

достижения

планируемых

17

3.2.

Особенности организации развивающей предметнопространственной среды.

18

3.3

Материально-техническое оснащение программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания

21

3.4.

Список методической литературы

21

3.5.

Расписание занятий

22

3.6.

Календарный план воспитательной работы

22

2

•
•

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты
освоения Программы и описание подходов к педагогической диагностике достижений
планируемых результатов.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы
специального сопровождения обучающихся с задержкой психического развития.
Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также
организационные формы работы, что способствует реализации и развитию
потенциальных возможностей обучающихся с задержкой психического развития и
удовлетворению их особых образовательных потребностей.

1.2 Цель и задачи Программы
Цель:
Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и
особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ( с
задержкой психического развития), индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого
ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье
и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Задачи:
• реализация содержания Программы;
• коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации,
языка, социального статуса;
• создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
физических, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств,
3

инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
• формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
• обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных способностей ребёнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
• обеспечения вариативности и разнообразия содержания и организационных форм
дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей;
• достижение детьми на этапе завершения ДОО уровня развития, необходимых
достаточных знаний, умений и навыков для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.

•

1.3 Принципы построения программы

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего
и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников
(далее вместе – взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
• 10) учёт этнокультурной ситуации развития детей

4

1.4 Планируемые результаты
«Физическое развитие» .

в

образовательной

области

К 5годам
• Ребенок осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует
совершенствования. Практически ориентируется и перемещается в пространстве.
• Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной
инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя).
• Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. ребёнок стремится
узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать
свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания;
• ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены,
их правильной организации.

1.5 Особенности организации двигательной активности с детьми с ЗПР
Организация физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей
направленности имеет важное значение и, соответственно, свою специфику. Для таких
детей характерно наличие патологических изменений в эмоционально-волевой сфере:
повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, отмечаются трудности в
формировании у них социальной мотивации деятельности.
На занятиях по физкультуре у детей данной категории выявляются затруднения в
восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и
условий. Они с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут
представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом,
медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. Деятельность
инструктора по физической культуре в коррекционных группах направлена на сохранение
и укрепление здоровья детей, их физическое развитие, пропаганду здорового образа
жизни.
Организация работы предусматривает:
- проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми
воспитанниками с учетом их психофизических возможностей;
- планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и
проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;
- оказание консультационной поддержки родителям (законным представителям) по
вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
- регулирование (совместно с медицинскими работниками) физической нагрузки на
воспитанников;
- ведение необходимой документации.
Одной из форм организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных
учреждениях являются занятия по физической культуре. В структуре каждого занятия
выделяются разминочная, основная и релаксационная части. В группах компенсирующей
направленности организация занятий по физкультуре осуществляется в тесном контакте с
5

учителем-логопедом, воспитателями и врачом ДОУ. Занятия по физкультуре
осуществляется согласно комплексно-тематическому планированию и включает в себя
специальные коррекционные упражнения для развития ориентировки в пространстве,
общей и мелкой моторики, равновесия, развитие речевого дыхания, развитие речевого и
фонематического слуха, развитие выразительных движений, развитие коммуникативных
функций, развитие музыкальных способностей.
Целесообразно использовать упражнения циклического характера. Важно учитывать, что
у детей выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции.
Исходя из этого, следует, что на начальных этапах проведения движения должны
выполняться детьми по подражанию (по показу, далее по словесной инструкции в
сочетании с показом, на последнем этапе - по словесной инструкции).. Утренняя
гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Она
проводится ИФК ежедневно до завтрака, с обязательным использованием музыки.
Утренняя гимнастика проводится воспитателями в виде общеразвивающих или игровых
упражнений. В конце необходимо использовать специальные дыхательные упражнения.
Коррекционная гимнастика включает в себя специально подобранные упражнения,
которые позволяют воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата.
Предлагаются упражнения на равновесие и развитие координации, упражнения для
профилактики плоскостопия и нарушений осанки, коррекция уже имеющихся нарушений,
подвижные игры и основные развивающие упражнения.
Также педагогами группы и инструкторами по физической культуре ведется
дополнительная индивидуальная работа с детьми по развитию движений (в спортивном
зале, на прогулке, в групповой комнате).
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного
использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание,
закаливание и движение (различные виды гимнастик, развивающие упражнения,
спортивные игры, физкультурные занятия, комплексы аэробики, импровизационные
задания и др.).
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в
детском саду созданы определённые условия:
- в группах созданы физкультурные уголки, где располагаются различные пособия, в том
числе и для профилактики плоскостопия.
- в детском саду оборудован спортивный зал для занятий с разнообразным
оборудованием.
Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий,
позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

6

1.6 Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов детей с ОВЗ
направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений,
склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и
сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка,
составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты
освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения
определяются требованиями ФГОС ДОО. При реализации Программы может проводиться
оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках
педагогической диагностики. Вопрос о её проведении для получения информации о
динамике возрастного развития ребёнка и успешности освоения им Программы, формах
организации и методах решается непосредственно ДОО.
Специфика
педагогической
диагностики
достижения
планируемых
образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДОО:
• планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДОО
заданы как целевые ориентиры ДОО и представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на
разных этапах дошкольного детства;
•

целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной
оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей;

•

освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций
и итоговой аттестации обучающихся.

Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на
оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее
планирование.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Периодичность проведения педагогической диагностики определяется ДОО.
Оптимальным является её проведение на начальном этапе освоения ребёнком
образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную
группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его
возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении
диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребёнка
7

в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить
индивидуальную динамику развития ребёнка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится
педагогом в произвольной форме. При необходимости педагог может использовать
специальные методики диагностики физического развития детей с ОВЗ.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка.
Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных
этапах дошкольного детства в образовательной области «Физическая культура». Педагог
наблюдает за поведением ребёнка в двигательной деятельности, разных ситуациях (в
режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной
деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает
особенности проявления ребёнком деятельностных умений, интересов, предпочтений,
фиксирует реакции на успехи и неудачи.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог
выбирает самостоятельно. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и
проанализировать динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а
также скорректировать образовательную деятельность с учётом индивидуальных
особенностей развития ребёнка и его потребностей.
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе
которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС,
мотивирующую двигательную деятельность обучающихся, составляет индивидуальные
образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и
целенаправленно проектирует образовательный процесс.

•

В диагностике учтены следующие положения:
цель педагогической диагностики, согласно Стандарту, заключается не столько в
определении уровня сформированности знаний, полученных ребенком, сколько в
определении уровня овладения каждым видом детской деятельности в
соответствии с возрастом;

•

универсальность педагогической диагностики;

•

процедура проведения диагностики минимальна по времени и удобна в
организации:

•

осуществление образовательной деятельности в соответствии с Программой и
создание условий для детского развития;

•

оценка индивидуального развития, лежащая в основе педагогической диагностики,
осуществляется на основе наблюдения за деятельностью детей;

•

диагностика
представлена
двумя
уровнями:
экспресс-диагностика
и
дополнительная диагностика по каждому виду деятельности и для каждой
возрастной группы;

•

методологической основой разработки педагогической диагностики служит
системный и деятельностный подходы;
8

•

построение педагогической диагностики осуществляется с учетом зон актуального
и ближайшего развития ребенка;

•

учет основных психологических новообразований в каждом возрастном периоде
для выявления объективной картины развития ребенка и своевременной коррекции
его развития в случае необходимости.

За основу педагогической диагностики ДОО Фрунзенского района СПб выбрана
«Диагностика педагогического процесса по методике Н.В. Верещагиной».
Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса. Это
достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного
возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже
балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса
в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей,
соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17
октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,
что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при
необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения
каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
0 баллов — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не
принимает;
1 балл — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все
параметры оценки;
2 балла — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце
учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного
анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой
ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по
каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на
количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для
написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета
промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель
по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество
параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания
общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для
подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для
ведения
учета
общегрупповых
промежуточных
результатов
освоения
общеобразовательной программы.
9

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в
построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в
развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные
образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую
поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние
значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 1,8. Эти
же параметры в интервале средних значений от 1,3 до 1,7 можно считать показателями
проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также
незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние
значения менее 1,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития
ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в
группе по данному параметру.
Сроки проведения педагогической диагностики:
-два раза в год (сентябрь, май);
-по необходимости-промежуточный (январь) по группе риска ( индивидуальные
образовательные траектории)
Длительность проведения-2 недели.

•

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

•

2.1. Задачи и содержание образования в области «физическое
развитие»
Задачи физического воспитания дошкольников с ЗПР решаются:
• в ходе специально организованных занятий по физическому воспитанию, во время
утренней гимнастики, прогулок, физкультурных досугов и праздников;
•

в играх и упражнениях с использованием полифункционального оборудования,
направленных на сенсомоторное развитие детей;

•

в специальных играх и упражнениях, в процессе которых воспроизводятся
основные движения, формируются естественные жесты, мимика;

•

в подвижных играх, в том числе с музыкальным сопровождением;

•

на занятиях, требующих правильного восприятия и воспроизведения
выразительных движений по подражанию действиям взрослого и по образцу для
понимания смысла ситуаций, характеров персонажей, их эмоциональных
состояний и др.;

• в процессе выполнения трудовых поручений с помощью взрослого и в различных
видах предметно практической деятельности;
•

в индивидуальной коррекционной работе с детьми с задержкой психического
развития.

10

Наряду с общефизическими упражнениями, в работе с детьми с задержкой
психического
развития исходя из их индивидуально-типологических особенностей широко
используются упражнения с элементами логоритмики, различные порядковые упражнения
под музыку, общеразвивающие упражнения под музыку или в сопровождении
стихотворных текстов, которые читает взрослый, простейшие упражнения пальцевой
гимнастики.
Следует помнить, что в группах детей с ЗПР основной целью коррекционной
работы является преодоление психомоторных нарушений. Поэтому в основе всех форм
двигательной деятельности детей лежит игровой метод, который реализуется в
использовании сюжетных подвижных игр, физкультминуток, спортивно-досуговой
деятельности.
Содержание психолого-педагогической работы по физическому развитию
Физическое развитие и воспитание детей с задержкой психического развития
осуществляется в разных формах, которые отражают тесную взаимосвязь между
психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной
работы. Это могут быть занятия физкультурой, утренняя зарядка в сочетании с
воздушными ваннами, бодрящая зарядка после дневного сна, подвижные игры,
физкультурные упражнения, прогулки, спортивные развлечения, лечебная физкультура,
массаж и закаливание. И все же основной формой организации работы по физическому
воспитанию детей являются комплексные игровые занятия, обеспечивающие реализацию
основных задач, определенных «Программой». Особое внимание обращается на
проведение в первой и второй половине дня прогулки, во время которой организуются
совместные со взрослым подвижные игры и проводятся физические упражнения.
Взрослые обучают детей правилам игр, воспитывают умение играть вместе, подражать
взрослым в игре и выполнять игровые действия по образцу взрослого, а затем и
самостоятельно.
На втором этапе коррекционно-развивающей работы основное внимание
педагогов должно быть направлено на становление мотивации детей к двигательной
активности и развитие потребности в физическом совершенствовании. В подвижных
играх и в ходе комплексных занятий в группе, в физкультурном зале поддерживается и
развивается интерес детей к использованию специального оборудования. В этот период у
детей формируются первичные представления о спортивных играх. Дети среднего
дошкольного возраста участвуют в совместных с детьми старшего возраста спортивных
праздниках и досугах, перенимая их опыт и расширяя свой кругозор. Взрослые
принимают самое активное участие в играх, занятиях и других мероприятиях. Они
показывают детям образцы инициативности, активности, произвольности во всех формах
двигательной деятельности, демонстрируют примеры сотрудничества и помощи при
выполнении основных движений, спортивных упражнений и подвижных игр. В
совместной деятельности взрослые стремятся активизировать детей, развивать их
двигательные способности, воспитывать у детей стремление действовать по правилам,
соблюдать их по ходу всей игры.
Детям с ЗПР соматогенного генеза свойственны явления стойкой физической и
психической астении, поэтому важно на втором этапе коррекционно-развивающей работы
11

в процессе занятий по физическому воспитанию и подвижных игр обратить особое
внимание на создание условий для преодоления таких черт личности, как робость,
боязливость, тревожность.
Учитывая, что у детей с ЗПР психогенного генеза наблюдаются стойкие сдвиги в
нервно психической сфере, проявляющиеся в невротических и неврозоподобных
нарушениях, нарушениях эмоционально-волевой сферы, в снижении работоспособности,
в несформированности произвольной регуляции поведения, содержание занятий и
подвижные игры для этих детей должны быть умеренной нагрузки и сопровождаться
четким визуальным и речевым алгоритмом действий.
При организации игр и занятий с детьми с ЗПР органического генеза прежде всего
обращается внимание на формирование устойчивости интереса, целенаправленности
двигательной деятельности детей, преодоление импульсивности их поведения. На этом
этапе работы с детьми данной категории особенно важно направить физические
упражнения и подвижные игры на развитие наглядных форм мышления. Следует
отметить, что второй этап работы (возраст пять- шесть лет) в образовательной области
«Физическое воспитание» является одним из основных для дальнейшего целостного
развития детей. Это период воспитания культуры движений, становления физических
качеств ребенка, период физической подготовки его к обучению в школе.

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
программы
Программа реализуется в рамках осуществляемой в ДОО образовательной деятельности,
предусматривающей адекватную возрасту и особенностям развития детей с ЗПР
организацию процессов обучения, воспитания и коррекционно-развивающей работы как
единого коррекционно-образовательного процесса.
Содержание Программы ориентировано на его реализацию в разных организационных
условиях. Основными формами работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР в силу
специфики их психомоторного развития выступают игра и игровое занятие. На первом
этапе работы – это, прежде всего дидактическая игра с предметами, в том числе, с
предметами быта, различными материалами, с образными игрушками и т.п.,
имитационные, конструктивные и изобразительные игры, которые способствуют
формированию у детей предметной деятельности и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми. На втором, третьем и четвертом этапах, когда игра достигает все более
высокого уровня и начинает выполнять функцию ведущего вида деятельности, помимо
игры возрастет значение игровых занятий, в которые включаются другие доступные детям
виды
деятельности
(конструктивная, изобразительная,
художественно-речевая,
музыкальная).
Вся деятельность по реализации программы с детьми с ЗПР осуществляется в
рамках организованной взрослыми детей в форме занятий. Это:
обязательные занятия (игровое занятие, экскурсия, дидактическая игра, занятие
трудом). С учетом специфики содержания обучения и возможностей развития детей
обязательные занятия проводятся с разным количеством детей: фронтально, с
подгруппами и индивидуально. При этом, преобладают групповые и индивидуальные
занятия. Учитель - дефектолог осуществляет обучение детей с ЗПР только в форме
групповых и индивидуальных занятий; воспитатели — в форме групповых и фронтальных
12

занятий.
Обязательные занятия:
• обязательны для каждого воспитанника всех возрастных групп;
• общее количество занятий жестко регламентировано требованиями действующего
СанПиНа;
• четко планируются каждым специалистом (задачи, содержание, методы и приемы)
в соответствии с реализуемой Программой;
• проводятся в соответствии с утвержденным на весь учебный год расписанием в
каждой возрастной группе со всеми воспитанниками;
• проводятся в соответствии с научно разработанными методическими
рекомендациями и требованиями;
• проводятся под руководством педагога, который организует деятельность детей
таким образом, чтобы решить поставленные задачи.
свободные игры и занятия (сюжетно-ролевые, дидактические, конструктивные,
театрализованные, подвижные игры; (рисование, просмотр иллюстраций и фотографий,
просмотр видеофильмов о жизни и деятельности детей в детском саду, просмотр детских
телепередач и фильмов, уборка игровых уголков, наблюдения за рыбками или другими
животными в уголке природы, наблюдения за птицами и растениями на участие, уход за
растениями в уголке природы и на участке). Свободные игры и занятия проводит
воспитатель.
Свободные игры и занятия, для которых также отводится время в режиме дня,
вплоть до конца пребывания ребенка в дошкольном учреждении, как правило,
стимулируются и организуются педагогом. При их организации учитываются
возможности каждого ребенка, его интересы и увлечения и т.п. Они представляют собой
совместную деятельность детей и взрослых и обеспечивают удовлетворение потребности
детей в активной деятельности, развитие их интересов и способностей, но также и
закрепление, и применение знаний, формируемых игровых умений и навыков. Вместе с
тем, они дают возможность развивать инициативность, самостоятельность, активность
детей, взаимодействие друг с другом.
В процессе таким образом организованного обучения и воспитания ведущая роль
принадлежит практическим методам управления познавательной и практической
деятельностью, что в наибольшей мере соответствует специфике развития детей с ЗПР, с
одной стороны и, обеспечивает реализацию деятельностного подхода в организации их
обучения и воспитания. Помимо практических методов обучения, важнейших на всех
этапах обучения с возрастом возрастает значение наглядных (наблюдение, показ) и
словесных (беседа, рассказ, словесная инструкция, объяснение и пр.) методов и приемов
обучения.
Средства реализации Программы:
– организованное обучение и воспитание, коррекционная работа;
– игра и другие виды деятельности (общение, предметная, изобразительная,
конструирование,
музыкальная,
художественно-речевая,
трудовая,
физическая культура);
– предметно-пространственная среда (предметы и материалы);
– технические средства.

13

•

2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы.

Для поддержки детской
инициативы педагог поощряет
свободную
самостоятельную двигательную деятельность деятельность детей, основанную на детских
интересах и предпочтениях.
Любая деятельность ребёнка в ДОО может протекать в форме самостоятельной
инициативной деятельности, в том числе и самостоятельной двигательной деятельности,
подвижных играх, выполнения ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы используется ряд способов и приемов.
1) Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения
двигательной задачи, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и
поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребёнку,
педагог сначала стремится к её минимизации.
2) У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения
поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения
одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения
детей, связанные с решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а
также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях,
одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных
самостоятельных, инициативных действий.
3) Особое внимание педагог уделяет общению с ребёнком в период проявления
кризиса семи лет: характерные для ребёнка изменения в поведении и деятельности
становятся поводом для смены стиля общения с ребёнком. Важно уделять внимание
ребёнку, уважать его интересы, стремления, инициативы в познании, активно
поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень
чувствительны к мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего
взросления, вселять уверенность в своих силах.
4) Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных
умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания:
поставить цель (или принять её от педагога), обдумать способы её достижения,
осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Инструктор по физической культуре ДОО 35 пользуется электронными средствами
обучения (только аудийные цифровые ресурсы )при реализации Программыв
соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.

•

2.4 Особенности взаимодействия инструктора по физической
культуре с семьями обучающихся.

Главными целями взаимодействия с семьями обучающихся дошкольного возраста
являются:
• обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования,
охраны и укрепления здоровья детей;
•

обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и
семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
14

• Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять
воспитательные действия родителей (законных представителей).
Деятельность ИФК по построению взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
1) диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о
семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития
ребёнка; а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного
анализа; согласование воспитательных задач;
2) просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей физического развития детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания
детей определенного возраста;
3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей с ТНР в образовательной области
«Физическое развитие»
Совместная образовательная деятельность ИФК и родителей (законных
представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых
образовательных задач, вопросах организации РППС и физкультурных мероприятий;
поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей)
дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДО
совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО должно уделяться
повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
здоровьесбережения ребёнка.
Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих
направлений просветительской деятельности:
1) информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и
психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка,
правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности,
благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и
другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание,
перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;
2) своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с
рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по
эпидемическим показаниям;
3) информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах
физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о
возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
4) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными
мероприятиями, проводимыми в ДОО;
5) информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на
развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий
(нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления;
проблемы социализации и общения и другое).
15

Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей
может быть повышена за счет привлечения к тематическим встречам профильных
специалистов (медиков, нейропсихологов, физиологов, IT-специалистов и других).
Направления деятельности ИФК реализуются в разных формах (групповых и (или)
индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с
родителями (законными представителями):
1) диагностико-аналитическое направление педагогические беседы с родителями
(законными представителями); открытые просмотры занятий и других видов деятельности
детей и так далее;
2) просветительское и консультационное направления реализуются через
групповые родительские собрания, семинары-практикумы, тренинги, консультации;
информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей
(законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет;
фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных
представителей) и детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и
вечера, семейные спортивные мероприятия.

2.5 Формы
взаимодействия
представителями) обучающихся)

с

родителями

(законными

В работе ИФК с родителями (законными представителями) предусмотрены формы
посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия:
•
консультации по ЗОЖ
•

информирование и просвещение через сайт ДОО, социальные сети

•

праздники, досуги

2.6 План консультаций взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников.
Месяц

Тема консультаций

Сентябрь

«Внешний вид ребенка на занятиях физкультуры»

Октябрь

«Путь к здоровью ребенка лежит через семью»

Ноябрь

«Формирование здорового образа жизни у детей
дошкольного возрастав детском саду».
«Формирование у детей привычек здорового образа
жизни».
Прогулки всей семьей как способ поддержания здоровья»

Декабрь
Январь
Февраль

«Как правильно организовать физкультурные занятия для
дошкольников в домашних условиях»

Март

«Как правильно организовать физкультурные занятия для
дошкольников в домашних условиях»

Апрель

«Роль семьи в физическом воспитании ребенка».

Май

«Солнце, воздух и вода наши верные друзья здоровья»

16

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Психолого-педагогические условия реализации АОП ДО. (п. 50.5
ФАОП ДО)
Направлениями деятельности ДОО с детьми с ЗПР являются:
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и
личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья;
- коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся;
- создание современной развивающей предметно-пространственной среды,
комфортной как для обучающихся с ЗПР;
- формирование у обучающихся общей культуры.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и заключений ПМПК.
Организация образовательного процесса для обучающихся с ЗПР и
обучающихся- инвалидов предполагает соблюдение следующих позиций:
1) расписание и содержание занятий с обучающимися с ЗПР строится
педагогическими работниками в соответствии с АОП ДО, разработанным
индивидуальным образовательным маршрутом с учетом рекомендаций ПМПК и
(или) ИПРА для ребенка-инвалида;
2) создание специальной среды;
3) порядок и содержание работы ППк ДОО.
При составлении АОП ДО осуществляется ориентация на:
- формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и
физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;
- создание оптимальных условий совместного обучения обучающихся с ЗПР и
здоровых обучающихся с использованием адекватных вспомогательных средств и
педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей,
педагогов-психологов, учителей- логопедов, учителей-дефектологов;
- личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской
деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации,
принятие решения, формирование образа результата действия, планирование,
реализацию программы действий, оценку и осмысление результатов действия.
В Программе определяется оптимальное для ребенка с ЗПР соотношение
форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания,
специальные психолого- педагогические технологии, учебно-методические
материалы и технические средства.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие обучающихся с задержкой психоречевого развития
раннего возраста и обучающихся с ЗПР дошкольного возраста в соответствии с
их возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и
интересами:
1. Личностно-порождающее взаимодействие педагогических работников с
детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с
17

ЗПР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств;
обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и
жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах
образовательной деятельности педагогический работник занимает активную
позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка с ЗПР.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели
детской успешности ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих
достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других обучающихся),
стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ЗПР,
учитывая, что у обучающихся с ЗПР игра без специально организованной работы
самостоятельно нормативно не развивается.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей
физическому,
социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому,
художественно-эстетическому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его
индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец)
и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть
деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской
исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных,
подвижных и статичных форм активности. Учитывая особенности познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР, переход к продуктивной деятельности и
формирование новых представлений и умений следует при устойчивом
функционировании ранее освоенного умения, навыка.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития
ребенка с ЗПР. Это условие имеет особое значение, так как одной из причин
задержки развития у обучающихся могут быть неблагоприятные условия
жизнедеятельности и воспитания в семье.
7. Профессиональное развитие педагогических работников, направленное на
развитие профессиональных компетентностей, овладения новыми технологиями, в
т.ч. коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка с ЗПР,
а также владения правилами безопасного пользования интернетом,
предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогических работников и
управленцев, работающих по Программе.
Важным условием является составление индивидуального образовательного
маршрута, который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка
с ЗПР, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной
программы дошкольного образования; раскрывает причину, лежащую в основе
трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами
сопровождения.

3.2.Особенности
организации
развивающей
пространственной среды. ( п. 52 ФАОП ДО).

предметно-

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее - ППРОС)
в ДОО обеспечивает реализацию Программы.
В соответствии с ФГОС ДО ППРОС ДОО обеспечивает и гарантирует:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и
эмоционального благополучия обучающихся с ЗПР, проявление уважения к их
человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях, в т.ч. при взаимодействии обучающихся друг с другом и в
18

коллективной работе;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
ДОО, группы и прилегающих территорий, приспособленных для реализации
образовательной программы, а так- же материалов, оборудования и инвентаря для
развития обучающихся дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с
потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на
возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и с
педагогическим работниками, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
- создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации
непрерывного
самосовершенствования
и
профессионального
развития
педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей,
личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных
представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление
их поддержки в деле образования и воспитания обучающихся, охране и укреплении
их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
педагогических работников с детьми, ориентированного на уважение достоинства и
личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные
особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития обучающихся).
ППРОС ДОО создается педагогическими работниками для развития
индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня
активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной
траектории развития.
Она строится на основе принципа соответствия анатомо-физиологическим
особенностям обучающихся (соответствие росту, массе тела, размеру руки,
дающей возможность захвата предмета).
Для выполнения этой задачи ППРОС является:
- содержательно-насыщенной и динамичной - включает средства обучения (в
т.ч. технические и информационные), материалы (в т.ч. расходные), инвентарь,
игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют
обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность, экспериментирование с материалами, доступными детям;
двигательную активность, в т.ч. развитие общей и тонкой моторики обучающихся с
ЗПР, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие
обучающихся во взаимодей ствии с предметно-пространственным окружением;
игрушки обладают динамичными свойствами
- подвижность
частей,
возможность
собрать,
разобрать,
возможность
комбинирования деталей; возможность самовыражения обучающихся;
- трансформируемой - обеспечивает возможность изменений ППС в
зависимости от образовательной ситуации, в т.ч. меняющихся интересов, мотивов и
возможностей обучающихся;
- полифункциональной - обеспечивает
возможность разнообразного
использования составляющих ППРОС (например, детской мебели, матов, мягких
модулей, ширм, в т.ч. природных материалов) в разных видах детской активности;
- доступной - обеспечивает свободный доступ обучающихся, в т.ч.
обучающихся с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим
19

все основные виды детской активности. Все игровые материалы подбираются с
учетом уровня развития его познавательных психических процессов,
стимулировать познавательную и речевую деятельность обучающегося с ОВЗ,
создавать необходимые условия для его самостоятельной, в т.ч., речевой
активности;
- безопасной - все элементы ППРОС соответствуют требованиям по
обеспечению надежности и безопасность их использования. При проектировании
ППРОС учитывается целостность образовательного процесса в ДОО, в заданных
ФГОС
ДО
образовательных
областях:
социальнокоммуникативной,
познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической;
- эстетичной - все элементы ППРОС привлекательны, так, игрушки не
содержат ошибок в конструкции, способствуют формированию основ
эстетического вкуса ребенка; приобщают его к миру искусства;

•

3.3 материально-техническое оснащение программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения
Спортивный комплекс (включает спортивный, кабинет педагога)
Универсальный спортивный зал
Балансиры разного типа
4
Воланы для игры в бадминтон
4
Гимнастическая палка пластмассовая
По кол-ву детей в
группе
Гимнастическая стенка
2
Гимнастический коврик
По кол-ву детей в
группе
Гимнастический набор: обручи,
рейки, палки,
1
Доска гладкая с зацепами
Доска наклонная
Доска с ребристой поверхностью
Дуга большая
Дуга малая
Дуги для подлезания
Жилетка игровая
Канат для перетягивания
Канат подвесной для лазания
Клюшки
Коврик массажный
Кольцеброс
Кольцо баскетбольное
Комплект атрибутов общеразвивающих упражнений и
подвижных игр
Корзинка для мячей
Массажный ролик
Мат гимнастический (стандартный)
Мат гимнастический прямой
Мат с разметками
Мягкая «кочка» с массажной поверхностью (комплект
из 4шт.)
20

1
1
1
2
2
10
20
2
2
15
12
2
2
1
4
10
2
2
4
4

Мяч баскетбольный
Мяч для метания
Мяч для мини-баскетбола

2
20
4

Мяч набивной (0,5 кг)
Мяч набивной (медбол)
Мяч фитбол (диаметр не менее 65 см)
Мяч футбольный
Набор мячей (разного размера, резина) (не менее 5 шт.)
Набор разноцветных кеглей с битой
Насос для накачивания мячей
Настенная лесенка (шведская стенка)
Обруч (малого диаметра)
Обруч (среднего диаметра)
Ракетки для бадминтона (комплект с воланами)
Свисток
Серсо (комплект для игры)
Скакалка (взрослая)
Скакалка детская
Скамейка гимнастическая универсальная
Стеллаж для инвентаря
Стойки для прыжков в высоту (комплект)
Сухой бассейн с шарами для зала
Тележка или стенд для спортинвентаря
Ферма для щита баскетбольного
Фишки конусы
Флажки разноцветные (атласные)
Музыкальный центр
Кабинет педагога /воспитателя физической культуры
Кресло педагога
Многофункциональное устройство/принтер
Стол педагога
Шкаф для одежды
Рулетка
Стеллаж для инвентаря

4
4
4
2
6
2
1
4
20
20
15
1
2
2
По кол-ву детей в
группе
6
1
2
1
1
1
10
50
1
1
1
1
1
2
1

3.4 Список методической литературы:
•

«Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 10225 (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)

21

•

Борякова, Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей
с задержкой психического развития (Организационный аспект) / Н.Ю.
Борякова, М.А. Касицына. – М. : В. Секачев; ИОИ, 2008.

•

Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с

•

Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического
развития / Е.С. Слепович. – М. : Педагогика, 1990.

•

Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5–6
лет). ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

•

Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для
детей 3–7 лет. ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

•

Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э.Я. Степаненкова. ФГОС. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

3.5 Расписание занятий
День недели
Вторник
Четверг

время
9.00-9.20
9.40-10.05

3.6.Календарный план воспитательной работы
Месяц

Дата

Мероприятие/событие/проект

Направление

Ценности

Возраст
реализации

Сен-брь

01.09

День знаний (ФК)
Праздник: «Детский
сад встречает ребят!»
Оформление
тематической зоны.

Познавательн
ое

Познание

3-7 лет

22.09
24.09

Праздник: «День
урожая» (РК)

Эстетическое
Познавательн
ое

3-7 лет

01.10

Международный день
пожилых людей (ФК)
Чтение и разучивание
пословиц, поговорок,
игры бабушек (ВВ)
Выступление с
концертом в КЦСОН
Фрунзенского района
СПб

Духовнонравственное

Культура
Красота
природа
Познание
Жизнь
Милосердие
добро

Октябрь

22

3-7 лет

Отметка о
реализации

01.10

04.10

09.10

19.10

Ноябрь

04.11

16.11

30.11

Декабрь

01.12

09.12

Международный день
музыки (ФК)
Музыкальные досуги
День защиты
животных (ФК)
-Фотовыставки: «Мой
домашний питомец»
(младший, средний
возраст)
-«Мы в ответе за тех,
кого приручили» (
старший возраст)
Всероссийский день
чтения. (ФК)
Проект «Читаем
вместе»
День отца
Поздравительные
открытки в группах,
тематические беседы
День воинской славы
России. День
народного единства.
(ФК)
Досуг: «Россия-дом
большой»
Всемирный день
памяти жертв ДТП
(ФК)
Спортивный досуг:
«Знатоки ПДД»
День Матери в
России (ФК)
«Семейный
фестиваль-Минута
Славы»-концерт (27
ноября) «Мамы
разные нужны, мамы
разные важны»,
оформление
тематической
выставки, подарки
воспитанникам Дома
ребенка №3
День математика
Турнир по
головоломкам
День Героев
Отечества (ФК)
Спортивной досуг «О
героях былых
времен»,

Эстетическое

Культура
красота

3 (ВВ)-7
лет

Патриотическ
ое
Духовнонравственное

Природа
Милосердие

3-7 лет

Познавательн
ое

Познание

3-7 лет

Социальное

Семья

3-7 лет

Патриотическ
ое

Родина

4-7 лет

Патриотическ
ое

Родина

4-7 лет

Социальное

Семья

1,5-7 лет

Познавательн
ое

Познание

5-7 лет

Патриотическ Родина
ое
здоровье
Физкультурно
еи
оздоровитель
23

5-7 лет

22.12
26.12

Январь

12.01
13.01
19.01

Февраль

07.02

14.02

16.02
26.02

23.02

Март

08.03

тематические беседы
(старший
дошкольный возраст)
Новый год (ФК)
Утренники «Новый
год шагает по
планете»
Оформление
тематической
выставки. Конкурс
новогодней игрушки
Колядки.
Музыкальный досуг

ное

День рождения
детского сада.
Музыкальный досуг.
Оформление
тематической
выставки
День зимних видов
спорта в России. (ФК)
Спортивный
праздник: «Быстрее,
выше, сильнее»
Международный день
книгодарения. (ФК)
Проект «Читаем
вместе»
Изготовление
книжек-малышек для
детей младшего
возраста
Масленица
Спортивномузыкальный досуг
«Масленица»
День защитника
Отечества (ФК)
Спортивные досуги:
«Державы верные
сыны»
Акция «Подарок
солдату»
Международный
женский день. (ФК)
Изготовление
открыток «Цветы для
мам»

Эстетическое
Социальное

Красота
семья

3-7 лет

Эстетическое

Красота

4-7 лет

Эстетическое

Красота

1,5-7 лет

Физкультурно
еи
оздоровитель
ное,
познавательно
е
Познавательн
ое
Эстетическое

Познание
Здоровье

4-7 лет

Познание
Красота
Культура

5-7 лет

Познавательн
ое
Физкультурно
еи
оздоровитель
ное
Патриотическ
ое
Физическое и
оздоровитель
ное

Познание
Здоровье
Культура

1,5-7 лет

Родина
Здоровье

3-7 лет

Социальное

Семья

1,5-7 лет

24

27.04

Утренники «Праздник
для мам»
Концерт в КСОН:
«Для милых дам»
Всемирный день
театра
Проект «Неделя
театра»
(23.03-27.03),
Оформление афиш,
спектакли по
любимым детским
сказкам.

Познание
Культура
Красота
Труд

3-7 лет

Всемирный день
здоровья (ФК)
Спортивный
праздник: «Будь
здоров!»
«День космонавтики»
Игра по станциям
«День космонавтики».
Тематическая
выставка
Чистый город (РК)
День благоустройства

Физкультурно Здоровья
е
Оздоровитель
ное

3-7 лет

Познавательн
ое
Патриотическ
ое

Познание
Родина

3-7 лет

Трудовое

Труд

3-7 лет

Ежегодный
Всероссийский день
Эколят (ФК)

Познавательн
ое
Патриотическ
ое
Трудовое
Эстетическое

Познание
Родина
Труд

3-7 лет

Красота
Культура

6-7 лет

Трудовое

Труд

3-7 лет

Социальное

Дружба
Родина

3-7 лет

Познавательн
о
Патриотическ

Познание
Родина
Культура

5-7 лет

Познавательн
ое
Эстетическое
Трудовое

Апрель
07.04

12.04

20.04
24.04
25.04

Май

20.04
24.06
01.05

Июнь

01.06

06.06

Выпускные балы
Праздник Весны и
Труда
Слушание и
исполнение песен о
весне и труде.
Знакомство с
пословицами и
поговорками о труде.
Международный
день защиты детей
(ФК)
Музыкальноспортивный праздник
День русского языка
(ФК)
День рождения А.С.

25

12.06

Июль

08.07

Пушкина
Викторина «Там на
неведомых дорожках»
День России (ФК)
Спортивномузыкальный досуг
«Россия-гордость
моя!»
День семьи, любви и
верности. (ФК)
Спортивномузыкальный досуг.
Оформление
тематической
выставки.

ое
Патриотическ
ое

Родина

Социальное
Семья
Физкультурно Здоровье
е
Оздоровитель
ное

26

5-7 лет

3-7 лет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».