Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
решением Педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 35
Фрунзенского района СПб
протокол от 27.08.2025 г. № 1
УТВЕРЖДЕНА
заведующим ГБДОУ детский сад № 35
Фрунзенского района СПб
___________ Симанковой И.В.
Приказом от 27.08. 2025 г. № 54-ПС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Инструктора по физической культуре Васильевой Л. Ш.
на 2025-2026 учебный год
к Образовательной программе дошкольного образования, адаптированной
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с ТНР)
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский
сад № 35 комбинированного вида Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
«Физическое развитие».
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Санкт-Петербург
2025
1
Оглавление
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1.
Пояснительная записка
3
1.2.
Цели и задачи программы
3
1.3
Принципы построения программы, установленные ФГОС ДО
4
1.4
Планируемые результаты в образовательной области «Физическое
развитие».
5
1.5
Педагогическая
результатов.
8
II
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1.
Задачи и содержание образования в области «физическое
развитие»
11
2.2.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
программы
14
2.3
Способы и направления поддержки детской инициативы
16
2.4
Особенности взаимодействия инструктора по физической
культуре с семьями обучающихся.
16
2.5
Формы взаимодействия инструктора по физической культуре с
родителями (законными представителями) обучающихся
18
2.6
План консультаций взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся)
18
III
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Психолого-педагогические условия реализации программы
3.1
диагностика
достижения
планируемых
19
3.2.
Особенности организации развивающей предметнопространственнойсреды.
20
3.3
Материально-техническое оснащение программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания
22
3.4
Список методической литературы
23
3.5
Расписание занятий
24
3.6.
Календарный план воспитательной работы
24
2
•
•
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты
освоения Программы и описание подходов к педагогической диагностике достижений
планируемых результатов.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы
специального сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также
организационные формы работы, что способствует реализации и развитию
потенциальных возможностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и
удовлетворению их особых образовательных потребностей.
1.2 .Цель и задачи
Цель: Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими
и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого
ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье
и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Задачи:
• реализация содержания;
• коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации,
языка, социального статуса;
• создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
3
• формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
физических, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
• формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
• обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных способностей ребёнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
• обеспечения вариативности и разнообразия содержания и организационных форм
дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей;
• достижение детьми на этапе завершения ДОО уровня развития, необходимых
достаточных знаний, умений и навыков для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
•
1.3 Принципы построения программы, установленных ФГОС ДО
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего
и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников
(далее вместе – взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
• 10) учёт этнокультурной ситуации развития детей
4
•
1.4 Планируемые результаты
«Физическое развитие».
в
образовательной
области
К шести годам:
• ребёнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности,
проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим
прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении
упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме
активного отдыха;
• ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой,
демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию,
выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество
при составлении несложных комбинаций из знакомых упражнений;
• ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание
других детей и организовать знакомую подвижную игру;
• ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в
процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов;
• ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и
другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и
здоровья окружающих
На этапе завершения освоения программы (к концу дошкольного возраста):
• у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые
качества;
• ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может
контролировать свои движение и управлять ими;
• ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной
гигиены;
• ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие,
основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках,
осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
• ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
• ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль
осуществлять анализ своей двигательной деятельности;
и
может
• ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе
занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского
спорта;
• ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в
двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать,
укрепить и сохранить его;
5
• ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему
здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку
другим людям
•
Особенности детей с ТНР
Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых
первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты,
влияющие на становление психики.
Психологические особенности детей с ТНР
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей
сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в
психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной,
эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.
Особенности развития восприятия:
Слухового-нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания.
Зрительного-бедность и недеференцированность зрительных представлений.
Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей.
Пространственного-нарушения ориентировки в пространстве, трудности в
дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».
Характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное
развитие понимания слов.
Особенности развития памяти:
Отмечается снижение продуктивности запоминания
Характерно долгое запоминание и быстрое забывание
Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы
Объем слуховой памяти значительно снижен
Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания
Особенности внимания детей с ТНР:
неустойчивость
трудности переключения и распределения
трудности в планировании и контроле своих действий
трудности сосредоточения на вербальном материале
Особенности развития мышления:
-с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением
-вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности
-характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах
предметов.
Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается
наглядно - действенное и наглядно - образное мышление.
Особенности эмоционально –волевой сферы:
Эмоциональная незрелость
Трудности произвольного поведения
Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению
6
Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации
общения, негативизм
Заниженная самооценка
Повышенная обидчивость, ранимость
Тревожность
Агрессивное поведение разной степени выраженности
ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают
специфические особенности эмоционально - волевой сферы. У детей с ринолалией
нарушение речи способствует развитию таких качеств личности, как застенчивость,
нерешительность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности.
У детей с дизартрией эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде
повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни
склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость,
непослушание, другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо
приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой
инициативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито
чувство дистанции. Характерологические и патохарактерологические реакции носят
характер протеста, отказа. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в
кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе. Дети с моторной алалией
весьма разнородны по особенностям эмоционально - волевой сферы. Чаще всего для них
типичны повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой
негативизм. Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна
повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная),
суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового
расстройства.
•
•
Принципы:
1)полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего
и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников
(далее вместе – взрослые);
4)признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
5)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6)сотрудничество ДОО с семьей;
7)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
7
9)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
10)учёт этнокультурной ситуации развития детей.
•
1.5 Педагогическая
результатов.
диагностика
достижения
планируемых
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов детей с ОВЗ
направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений,
склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и
сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка,
составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты
освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.
Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения
определяются требованиями ФГОС ДОО. При реализации Программы может проводиться
оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках
педагогической диагностики. Вопрос о её проведении для получения информации о
динамике возрастного развития ребёнка и успешности освоения им Программы, формах
организации и методах решается непосредственно ДОО.
Специфика
педагогической
диагностики
достижения
планируемых
образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДОО:
• планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДОО
заданы как целевые ориентиры ДОО и представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на
разных этапах дошкольного детства;
•
целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной
оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей;
•
освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций
и итоговой аттестации обучающихся.
Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на
оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее
планирование.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
8
Периодичность проведения педагогической диагностики определяется ДОО.
Оптимальным является её проведение на начальном этапе освоения ребёнком
образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную
группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его
возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении
диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребёнка
в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить
индивидуальную динамику развития ребёнка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится
педагогом в произвольной форме. При необходимости педагог может использовать
специальные методики диагностики физического развития детей с ОВЗ.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка.
Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных
этапах дошкольного детства в образовательной области «Физическая культура». Педагог
наблюдает за поведением ребёнка в двигательной деятельности, разных ситуациях (в
режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной
деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает
особенности проявления ребёнком деятельностных умений, интересов, предпочтений,
фиксирует реакции на успехи и неудачи.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог
выбирает самостоятельно. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и
проанализировать динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а
также скорректировать образовательную деятельность с учётом индивидуальных
особенностей развития ребёнка и его потребностей.
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе
которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС,
мотивирующую двигательную деятельность обучающихся, составляет индивидуальные
образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и
целенаправленно проектирует образовательный процесс.
•
В диагностике учтены следующие положения:
цель педагогической диагностики, согласно Стандарту, заключается не столько в
определении уровня сформированности знаний, полученных ребенком, сколько в
определении уровня овладения каждым видом детской деятельности в
соответствии с возрастом;
•
универсальность педагогической диагностики;
•
процедура проведения диагностики минимальна по времени и удобна в
организации:
•
осуществление образовательной деятельности в соответствии с Программой и
создание условий для детского развития;
•
оценка индивидуального развития, лежащая в основе педагогической диагностики,
осуществляется на основе наблюдения за деятельностью детей;
9
•
диагностика
представлена
двумя
уровнями:
экспресс-диагностика
и
дополнительная диагностика по каждому виду деятельности и для каждой
возрастной группы;
•
методологической основой разработки педагогической диагностики служит
системный и деятельностный подходы;
•
построение педагогической диагностики осуществляется с учетом зон актуального
и ближайшего развития ребенка;
•
учет основных психологических новообразований в каждом возрастном периоде
для выявления объективной картины развития ребенка и своевременной коррекции
его развития в случае необходимости.
За основу педагогической диагностики ДОО Фрунзенского района СПб выбрана
«Диагностика педагогического процесса по методике Н.В. Верещагиной».
Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса. Это
достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного
возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже
балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса
в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей,
соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту
дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17
октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»,
что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при
необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения
каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
0 баллов — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не
принимает;
1 балл — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все
параметры оценки;
2 балла — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и конце
учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного
анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой
ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по
каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на
количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для
написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета
промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
10
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель
по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество
параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания
общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для
подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также для
ведения
учета
общегрупповых
промежуточных
результатов
освоения
общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в
построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в
развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные
образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую
поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние
значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 1,8. Эти
же параметры в интервале средних значений от 1,3 до 1,7 можно считать показателями
проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также
незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние
значения менее 1,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития
ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в
группе по данному параметру.
•
•
•
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Задачи и содержание образования в области «физическое
развитие»
Основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
• становления у обучающихся ценностей здорового образа жизни;
• овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек);
• развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
• приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
• формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения
подвижными играми с правилами.
В сфере становления у обучающихся ценностей здорового образа жизни
педагогические работники способствуют развитию у обучающихся ответственного
отношения к своему здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и
что вредно для их организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни,
соблюдения его элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания,
11
закаливания. Педагогические работники способствуют формированию полезных навыков
и привычек, нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе
формированию гигиенических навыков. Создают возможности для активного участия
обучающихся в оздоровительных мероприятиях.
В сфере совершенствования двигательной активности обучающихся, развития
представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных
представлений о спорте педагогические работники уделяют специальное внимание
развитию у ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений
ребенка.
Для удовлетворения естественной потребности обучающихся в движении,
педагогические работники организуют пространственную среду с соответствующим
оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории (горки, качели и
другое); подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые
способствуют получению детьми положительных эмоций от двигательной активности,
развитию ловкости, координации движений, силы, гибкости, правильного формирования
опорно-двигательной системы детского организма.
Педагогические работники поддерживают интерес обучающихся к подвижным
играм, занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании,
метании; побуждают обучающихся выполнять физические упражнения, способствующие
развитию равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты.
Педагогические работники проводят физкультурные занятия, организуют
спортивные игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у
обучающихся интерес к различным видам спорта, предоставляют детям возможность
кататься на коньках, лыжах, ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами
двигательной активности.
Основное содержание образовательной деятельности в области «Физическое
развитие» с детьми старшего дошкольного возраста
В ходе физического воспитания обучающихся с ТНР большое значение
приобретает формирование у обучающихся осознанного понимания необходимости
здорового образа жизни, интереса и стремления заниматься спортом, желания участвовать
в подвижных и спортивных играх с другими детьми и самим организовывать их.
На занятиях физкультурой реализуются принципы ее адаптивности,
концентричности в выборе содержания работы. Этот принцип обеспечивает
непрерывность, преемственность в обучении и воспитании. В структуре каждого занятия
выделяются разминочная, основная и релаксационная части. В процессе разминки
мышечно-суставной аппарат ребенка подготавливается к активным физическим
нагрузкам, которые предполагаются в основной части занятия. Релаксационная часть
помогает детям самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние и
нормализовать процессы возбуждения и торможения.
Продолжается физическое развитие обучающихся (объем движений, сила,
ловкость, выносливость, гибкость, координированность движений). Потребность в
ежедневной осознанной двигательной деятельности формируется у обучающихся в
различные режимные моменты: на утренней зарядке, на прогулках, в самостоятельной
деятельности, во время спортивных досугов.
12
Физическое воспитание связано с развитием музыкально-ритмических движений, с
занятиями логоритмикой, подвижными играми. Кроме этого, проводятся лечебная
физкультура, массаж, различные виды гимнастик (глазная, адаптационная,
корригирующая, остеопатическая), закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со
спортивными элементами, спортивные праздники и развлечения. При наличии бассейна
обучающихся обучают плаванию, организуя в бассейне спортивные праздники и другие
спортивные мероприятия.
Продолжается работа по формированию правильной осанки, организованности,
самостоятельности, инициативы. Во время игр и упражнений обучающиеся учатся
соблюдать правила, участвуют в подготовке и уборке места проведения занятий.
Педагогические работники привлекают обучающихся к посильному участию в подготовке
физкультурных праздников, спортивных досугов, создают условия для проявления их
творческих способностей в ходе изготовления спортивных атрибутов.
В этот возрастной период в занятия с детьми с ТНР вводятся комплексы аэробики,
а также различные импровизационные задания, способствующие развитию двигательной
креативности обучающихся.
Для организации работы с детьми активно используется время, предусмотренное
для их самостоятельной деятельности. Важно вовлекать обучающихся с ТНР в различные
игры-экспериментирования, викторины, игры-этюды, жестовые игры, предлагать им
иллюстративный и аудиальный материал, связанный с личной гигиеной, режимом дня,
здоровым образом жизни.
В этот период педагогические работники разнообразят условия для формирования
у обучающихся правильных гигиенических навыков, организуя для этого
соответствующую безопасную, привлекательную для обучающихся, современную,
эстетичную бытовую среду. Обучающихся стимулируют к самостоятельному выражению
своих потребностей, к осуществлению процессов личной гигиены, их правильной
организации (умывание, мытье рук, уход за своим внешним видом, использование
носового платка, салфетки, столовых приборов, уход за полостью рта, соблюдение режима
дня, уход за вещами и игрушками).
В этот период является значимым расширение и уточнение представлений
обучающихся с ТНР о человеке (себе, других детях, педагогическом работнике, родителях
(законных представителях), об особенностях внешнего вида здорового и заболевшего
человека, об особенностях своего здоровья. Педагогические работники продолжают
знакомить обучающихся на доступном их восприятию уровне со строением тела человека,
с назначением отдельных органов и систем, а также дают детям элементарные, но
значимые представления о целостности организма. В этом возрасте обучающиеся уже
достаточно осознанно могут воспринимать информацию о правилах здорового образа
жизни, важности их соблюдения для здоровья человека, о вредных привычках,
приводящих к болезням. Содержание раздела интегрируется с образовательной областью
"Социально-коммуникативное развитие", формируя у обучающихся представления об
опасных и безопасных для здоровья ситуациях, а также о том, как их предупредить и как
вести себя в случае их возникновения. Очень важно, чтобы обучающиеся усвоили речевые
образцы того, как надо позвать педагогического работника на помощь в обстоятельствах
нездоровья.
13
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
программы.
•
При реализации Рабочей программы могут использоваться различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут
нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при
реализации Образовательной Программы должны осуществляться в соответствии с
требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
Для достижения задач воспитания в ходе реализации РП педагог может
использовать следующие методы:
• организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным
формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации,
игровые методы);
•
осознания детьми опыта деятельности
•
мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций,
игры, соревнования, проектные методы).
При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы
(словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер
познавательной деятельности детей:
1) при использовании информационно-рецептивного метода предъявляется
информация, организуются действия ребёнка с объектом изучения
2) репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения
представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на
основе образца педагога)
3) метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и
раскрытие пути её решения
4) при применении эвристического метода (частично-поискового) проблемная
задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети
(применение представлений в новых условиях);
5) исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных
ситуаций. Для решения задач воспитания и обучения широко применяется метод
проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности,
познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков
сотрудничества и другое. Выполняя совместные проекты, дети получают представления о
своих возможностях, умениях, потребностях.
Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагог учитывает возрастные
и личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его
применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты. Для
решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов.
При реализации РП по Физическому развитию детей с ТНР инструктор может
использовать различные средства, представленные совокупностью материальных и
идеальных объектов:
14
•
демонстрационные и раздаточные;
•
визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
•
естественные и искусственные;
•
реальные и виртуальные.
Организуя двигательную деятельность, инструктор учитывает опыт ребёнка, его
субъектные проявления (самостоятельность, творчество при выборе содержания
деятельности и способов его реализации, стремление к сотрудничеству с детьми,
инициативность и желание заниматься двигательной деятельностью). Эту информацию
педагог может получить в процессе наблюдения за деятельностью детей в ходе
проведения педагогической диагностики. На основе полученных результатов
организуются разные виды двигательной деятельности, соответствующие возрасту детей.
Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в
другие
виды
деятельности
(например,
коммуникативная,
познавательноисследовательская). Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе
образовательной деятельности.
Игра в педагогическом процессе выполняет различные функции: обучающую,
познавательную, развивающую, воспитательную, социокультурную, коммуникативную,
эмоциогенную, развлекательную, диагностическую, психотерапевтическую и другие.
Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления
его личности, педагог максимально использует все варианты её применения в ДОО.
Двигательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и
предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми
задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная задача педагога в утренний
отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни ДОО, создать
у них бодрое, жизнерадостное настроение.
Для реализации этой задачи в образовательную деятельность, осуществляемая в
утренний отрезок времени, включаются оздоровительные и закаливающие процедуры,
здоровьесберегающие мероприятия, двигательную деятельность (подвижные игры,
гимнастика и другое).
Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время для
проведения занятий по физической культуре и занятий в бассейне.
При организации занятий инструктор использует опыт, накопленный при
проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов. Время
проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная
образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста определяются СанПиН
1.2.3685-21.
Во время прогулки двигательная деятельность осуществляется в форме
подвижных игр и спортивных
упражнений, спортивных праздников (при
необходимости) , направленных на оптимизацию режима двигательной активности и
укрепление здоровья детей
15
Двигательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, может
включать:
проведение спортивных развлечений, праздников, досугов; игры малой и средней
подвижности как индивидуальные так и небольшими подгруппами
•
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы.
Для поддержки детской
инициативы педагог поощряет
свободную
самостоятельную двигательную деятельность деятельность детей, основанную на детских
интересах и предпочтениях.
Любая деятельность ребёнка в ДОО может протекать в форме самостоятельной
инициативной деятельности, в том числе и самостоятельной двигательной деятельности,
подвижных играх, выполнения ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы используется ряд способов и приемов.
1) Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения
двигательной задачи, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и
поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребёнку,
педагог сначала стремится к её минимизации.
2) У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения
поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения
одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения
детей, связанные с решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а
также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях,
одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных
самостоятельных, инициативных действий.
3) Особое внимание педагог уделяет общению с ребёнком в период проявления
кризиса семи лет: характерные для ребёнка изменения в поведении и деятельности
становятся поводом для смены стиля общения с ребёнком. Важно уделять внимание
ребёнку, уважать его интересы, стремления, инициативы в познании, активно
поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень
чувствительны к мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего
взросления, вселять уверенность в своих силах.
4) Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных
умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания:
поставить цель (или принять её от педагога), обдумать способы её достижения,
осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Инструктор по физической культуре ДОО 35 пользуется электронными средствами
обучения ( только аудиальный цифровой контент) при реализации Образовательной
Программы в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
•
2.4 Особенности взаимодействия инструктора по физической
культуре с семьями обучающихся.
Главными целями взаимодействия с семьями обучающихся дошкольного возраста
являются:
16
•
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования,
охраны и укрепления здоровья детей;
•
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и
семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
• Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять
воспитательные действия родителей (законных представителей).
Деятельность ИФК по построению взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
1) диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о
семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития
ребёнка; а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного
анализа; согласование воспитательных задач;
2) просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей физического развития детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания
детей определенного возраста;
3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей с ТНР в образовательной области
«Физическое развитие»
Совместная образовательная деятельность ИФК и родителей (законных
представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых
образовательных задач, вопросах организации РППС и физкультурных мероприятий;
поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей)
дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДОО
совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО должно уделяться
повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
здоровьесбережения ребёнка.
Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих
направлений просветительской деятельности:
1) информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и
психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка,
правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности,
благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и
другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание,
перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;
2) своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с
рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по
эпидемическим показаниям;
3) информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах
физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о
возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
17
4) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными
мероприятиями, проводимыми в ДОО;
5) информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на
развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий
(нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления;
проблемы социализации и общения и другое).
Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей
может быть повышена за счет привлечения к тематическим встречам профильных
специалистов (медиков, нейропсихологов, физиологов, IT-специалистов и других).
Направления деятельности ИФК реализуются в разных формах (групповых и (или)
индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с
родителями (законными представителями):
1) диагностико-аналитическое направление педагогические беседы с родителями
(законными представителями); открытые просмотры занятий и других видов деятельности
детей и так далее;
2) просветительское и консультационное направления реализуются через
групповые родительские собрания, семинары-практикумы, тренинги, консультации;
информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей
(законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет;
фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных
представителей) и детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и
вечера, семейные спортивные мероприятия.
2.5 Формы взаимодействия инструктора по физической культуре с
родителями (законными представителями) обучающихся
В работе ИФК с родителями (законными представителями) предусмотрены формы
посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия:
•
консультации по ЗОЖ
•
информирование и просвещение через сайт ДОО, социальные сети
•
праздники, досуги
2.6 План консультаций взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников.
Месяц
Тема консультаций
Сентябрь
«Внешний вид ребенка на занятиях физкультуры»
Октябрь
«Путь к здоровью ребенка лежит через семью»
Ноябрь
Январь
«Формирование здорового образа жизни у детей
дошкольного возрастав детском саду».
«Формирование у детей привычек здорового образа
жизни».
Прогулки всей семьей как способ поддержания здоровья»
Февраль
«Как правильно организовать физкультурные занятия для
Декабрь
18
дошкольников в домашних условиях»
Март
«Как правильно организовать физкультурные занятия для
дошкольников в домашних условиях»
Апрель
«Роль семьи в физическом воспитании ребенка».
Май
«Солнце, воздух и вода наши верные друзья здоровья»
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы (п. 50.5
ФАОП ДО)
Направлениями деятельности ДОО с детьми с ЗПР являются:
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и
личностных качеств;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья;
- коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся;
- создание современной развивающей предметно-пространственной среды,
комфортной как для обучающихся с ЗПР;
- формирование у обучающихся общей культуры.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и заключений ПМПК.
Организация образовательного процесса для обучающихся с ЗПР и
обучающихся- инвалидов предполагает соблюдение следующих позиций:
1) расписание и содержание занятий с обучающимися с ЗПР строится
педагогическими работниками в соответствии с АОП ДО, разработанным
индивидуальным образовательным маршрутом с учетом рекомендаций ПМПК и
(или) ИПРА для ребенка-инвалида;
2) создание специальной среды;
3) порядок и содержание работы ППк ДОО.
При составлении АОП ДО осуществляется ориентация на:
- формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и
физическому и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;
- создание оптимальных условий совместного обучения обучающихся с ЗПР и
здоровых обучающихся с использованием адекватных вспомогательных средств и
педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей,
педагогов-психологов, учителей- логопедов, учителей-дефектологов;
- личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской
деятельности и целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации,
принятие решения, формирование образа результата действия, планирование,
реализацию программы действий, оценку и осмысление результатов действия.
В Программе определяется оптимальное для ребенка с ЗПР соотношение
форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания,
специальные психолого- педагогические технологии, учебно-методические
19
материалы и технические средства.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие обучающихся с задержкой психоречевого развития
раннего возраста и обучающихся с ЗПР дошкольного возраста в соответствии с
их возрастными и индивидуальными особенностями развития, возможностями и
интересами:
1. Личностно-порождающее взаимодействие педагогических работников с
детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с
ЗПР предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств;
обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и
жизненных навыков. При этом учитывается, что на начальных этапах
образовательной деятельности педагогический работник занимает активную
позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка с ЗПР.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели
детской успешности ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих
достижений ребенка, (но не сравнение с достижениями других обучающихся),
стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ЗПР,
учитывая, что у обучающихся с ЗПР игра без специально организованной работы
самостоятельно нормативно не развивается.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей
физическому,
социально-коммуникативному,
познавательному,
речевому,
художественно-эстетическому развитию ребенка с ЗПР и сохранению его
индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец)
и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть
деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской
исследовательской, творческой деятельности; совместных и самостоятельных,
подвижных и статичных форм активности. Учитывая особенности познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР, переход к продуктивной деятельности и
формирование новых представлений и умений следует при устойчивом
функционировании ранее освоенного умения, навыка.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития
ребенка с ЗПР. Это условие имеет особое значение, так как одной из причин
задержки развития у обучающихся могут быть неблагоприятные условия
жизнедеятельности и воспитания в семье.
7. Профессиональное развитие педагогических работников, направленное на
развитие профессиональных компетентностей, овладения новыми технологиями, в
т.ч. коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка с ЗПР,
а также владения правилами безопасного пользования интернетом,
предполагающее создание сетевого взаимодействия педагогических работников и
управленцев, работающих по Программе.
Важным условием является составление индивидуального образовательного
маршрута, который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка
с ЗПР, о видах трудностей, возникающих при освоении основной образовательной
программы дошкольного образования; раскрывает причину, лежащую в основе
трудностей; содержит примерные виды деятельности, осуществляемые субъектами
сопровождения.
3.2
Особенности
организации
развивающей
пространственной среды ( п. 52 ФАОП ДО).
20
предметно-
РППС рассматривается как
часть образовательной
среды и
фактор,
обогащающий развитие детей. РППС ДОО выступает основой для разнообразной,
разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребёнка
деятельности.
РППС включает организованное пространство (территория ДОО, групповые
комнаты, специализированные, технологические, административные и иные помещения),
материалы, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения и
воспитания, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, материалы для
организации самостоятельной творческой деятельности детей. РППС создает
возможности для учёта особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции
недостатков их развития.
РППС ДОО создана и развивается как единое пространство, все компоненты
которого, как в помещении, так и вне его, согласуются между собой по содержанию,
масштабу, художественному решению.
При проектировании РППС ДОО учтены:
местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и
природно-климатические условия, в которых находится ДОО;
возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание
образования;
задачи Программы для разных возрастных групп;
возможности и потребности участников образовательной деятельности
(детей и их семей, педагогов и других сотрудников ДОО, участников сетевого
взаимодействия и других участников образовательной деятельности).
РППС соответствует:
требованиям ФГОС ДО;
образовательной программе ДОО ;
материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания
детей в ДОО;
возрастным особенностям детей;
воспитывающему характеру обучения детей в ДОО;
требованиям безопасности и надежности.
Наполняемость РППС способствует сохранению целостности образовательного
процесса и включает все необходимое для реализации содержания каждого из
направлений развития и образования детей согласно ФГОС ДО.
РППС ДОО обеспечивает возможность реализации разных видов индивидуальной
и
коллективной
деятельности:
игровой,
коммуникативной,
познавательноисследовательской, двигательной, продуктивной и прочее, в соответствии с
потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их здоровья,
возможностями учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО РППС является содержательно-насыщенной;
трансформируемой; полифункциональной; доступной; безопасной.
РППС в ДОО обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и
комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.
В ДОО созданы условия для информатизации образовательного процесса. В
групповых и прочих помещениях и ДОО имеется оборудование для использования
информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. Обеспечено
подключение всех групповых, а также иных помещений ДОО к сети Интернет с учётом
регламентов безопасного пользования сетью Интернет и психолого-педагогической
экспертизы компьютерных игр.
В оснащении РППС использованы элементы цифровой образовательной среды
21
3.3 Материально-техническое оснащение программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения
Спортивный комплекс (включает спортивный, кабинет педагога)
Универсальный спортивный зал
Балансиры разного типа
4
Воланы для игры в бадминтон
4
Гимнастическая палка пластмассовая
По кол-ву детей в
группе
Гимнастическая стенка
2
Гимнастический коврик
По кол-ву детей в
группе
Гимнастический набор: обручи,
рейки, палки,
1
Доска гладкая с зацепами
Доска наклонная
Доска с ребристой поверхностью
Дуга большая
Дуга малая
Дуги для подлезания
Жилетка игровая
Канат для перетягивания
Канат подвесной для лазания
Клюшки
Коврик массажный
Кольцеброс
Кольцо баскетбольное
Комплект атрибутов общеразвивающих упражнений и
подвижных игр
Корзинка для мячей
Массажный ролик
Мат гимнастический (стандартный)
Мат гимнастический прямой
Мат с разметками
Мягкая «кочка» с массажной поверхностью (комплект
из 4шт.)
Мяч баскетбольный
Мяч для метания
Мяч для мини-баскетбола
1
1
1
2
2
10
20
2
2
15
12
2
2
1
Мяч набивной (0,5 кг)
Мяч набивной (медбол)
Мяч фитбол (диаметр не менее 65 см)
Мяч футбольный
Набор мячей (разного размера, резина) (не менее 5 шт.)
Набор разноцветных кеглей с битой
Насос для накачивания мячей
Настенная лесенка (шведская стенка)
4
4
4
2
6
2
1
4
22
4
10
2
2
4
4
2
20
4
Обруч (малого диаметра)
Обруч (среднего диаметра)
Ракетки для бадминтона (комплект с воланами)
Свисток
Серсо (комплект для игры)
Скакалка (взрослая)
Скакалка детская
Скамейка гимнастическая универсальная
Стеллаж для инвентаря
Стойки для прыжков в высоту (комплект)
Сухой бассейн с шарами для зала
Тележка или стенд для спортинвентаря
Ферма для щита баскетбольного
Фишки конусы
Флажки разноцветные (атласные)
Музыкальный центр
Кабинет педагога /воспитателя физической культуры
Кресло педагога
Многофункциональное устройство/принтер
Стол педагога
Шкаф для одежды
Рулетка
Стеллаж для инвентаря
20
20
15
1
2
2
По кол-ву детей в
группе
6
1
2
1
1
1
10
50
1
1
1
1
1
2
1
•
3.4 Список методической литературы:
•
«Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
•
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для
детей 5-6 лет ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
•
Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с
детьми 3–7 лет. ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
•
Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5–6
лет). ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
•
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для
детей 3–7 лет. ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
•
Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э.Я. Степаненкова. ФГОС. – М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
23
3.5 Расписание занятий
День недели
Вторник
Пятница
время
9.40-10.05
9.45-10.10
3.6.Календарный план воспитательной работы
Месяц
Дата
Мероприятие/событие/проект
Направление
Ценности
Возраст
реализации
Сен-брь
01.09
День знаний (ФК)
Праздник: «Детский
сад встречает ребят!»
Оформление
тематической зоны.
Познавательн
ое
Познание
3-7 лет
22.09
24.09
Праздник: «День
урожая» (РК)
Эстетическое
Познавательн
ое
3-7 лет
01.10
Международный день
пожилых людей (ФК)
Чтение и разучивание
пословиц, поговорок,
игры бабушек (ВВ)
Выступление с
концертом в КЦСОН
Фрунзенского района
СПб
Международный день
музыки (ФК)
Музыкальные досуги
День защиты
животных (ФК)
-Фотовыставки: «Мой
домашний питомец»
(младший, средний
возраст)
-«Мы в ответе за тех,
кого приручили» (
старший возраст)
Всероссийский день
чтения. (ФК)
Проект «Читаем
вместе»
День отца
Поздравительные
открытки в группах,
тематические беседы
День воинской славы
России. День
Духовнонравственное
Культура
Красота
природа
Познание
Жизнь
Милосердие
добро
Эстетическое
Культура
красота
3 (ВВ)-7
лет
Патриотическ
ое
Духовнонравственное
Природа
Милосердие
3-7 лет
Познавательн
ое
Познание
3-7 лет
Социальное
Семья
3-7 лет
Патриотическ
ое
Родина
4-7 лет
Октябрь
01.10
04.10
09.10
19.10
Ноябрь
04.11
24
3-7 лет
Отметка о
реализации
16.11
30.11
Декабрь
01.12
09.12
22.12
26.12
Январь
12.01
13.01
19.01
Февраль
07.02
народного единства.
(ФК)
Досуг: «Россия-дом
большой»
Всемирный день
памяти жертв ДТП
(ФК)
Спортивный досуг:
«Знатоки ПДД»
День Матери в
России (ФК)
«Семейный
фестиваль-Минута
Славы»-концерт (27
ноября) «Мамы
разные нужны, мамы
разные важны»,
оформление
тематической
выставки, подарки
воспитанникам Дома
ребенка №3
День математика
Турнир по
головоломкам
День Героев
Отечества (ФК)
Спортивной досуг «О
героях былых
времен»,
тематические беседы
(старший
дошкольный возраст)
Новый год (ФК)
Утренники «Новый
год шагает по
планете»
Оформление
тематической
выставки. Конкурс
новогодней игрушки
Колядки.
Музыкальный досуг
День рождения
детского сада.
Музыкальный досуг.
Оформление
тематической
выставки
День зимних видов
спорта в России. (ФК)
Патриотическ
ое
Родина
4-7 лет
Социальное
Семья
1,5-7 лет
Познавательн
ое
Познание
5-7 лет
Патриотическ Родина
ое
здоровье
Физкультурно
еи
оздоровитель
ное
5-7 лет
Эстетическое
Социальное
Красота
семья
3-7 лет
Эстетическое
Красота
4-7 лет
Эстетическое
Красота
1,5-7 лет
Физкультурно Познание
еи
Здоровье
25
4-7 лет
Спортивный
праздник: «Быстрее,
выше, сильнее»
14.02
16.02
26.02
23.02
Март
08.03
27.04
Международный день
книгодарения. (ФК)
Проект «Читаем
вместе»
Изготовление
книжек-малышек для
детей младшего
возраста
Масленица
Спортивномузыкальный досуг
«Масленица»
День защитника
Отечества (ФК)
Спортивные досуги:
«Державы верные
сыны»
Акция «Подарок
солдату»
Международный
женский день. (ФК)
Изготовление
открыток «Цветы для
мам»
Утренники «Праздник
для мам»
Концерт в КСОН:
«Для милых дам»
Всемирный день
театра
Проект «Неделя
театра»
(23.03-27.03),
Оформление афиш,
спектакли по
любимым детским
сказкам.
оздоровитель
ное,
познавательно
е
Познавательн Познание
ое
Красота
Эстетическое Культура
5-7 лет
Познавательн
ое
Физкультурно
еи
оздоровитель
ное
Патриотическ
ое
Физическое и
оздоровитель
ное
Познание
Здоровье
Культура
1,5-7 лет
Родина
Здоровье
3-7 лет
Социальное
Семья
1,5-7 лет
Познание
Культура
Красота
Труд
3-7 лет
Физкультурно Здоровья
е
Оздоровитель
ное
3-7 лет
Познавательн
ое
Патриотическ
3-7 лет
Познавательн
ое
Эстетическое
Трудовое
Апрель
07.04
12.04
Всемирный день
здоровья (ФК)
Спортивный
праздник: «Будь
здоров!»
«День космонавтики»
Игра по станциям
«День космонавтики».
26
Познание
Родина
20.04
24.04
25.04
Май
20.04
24.06
01.05
Июнь
01.06
06.06
12.06
Июль
08.07
Тематическая
выставка
Чистый город (РК)
День благоустройства
ое
Трудовое
Труд
3-7 лет
Ежегодный
Всероссийский день
Эколят (ФК)
Познавательн
ое
Патриотическ
ое
Трудовое
Эстетическое
Познание
Родина
Труд
3-7 лет
Красота
Культура
6-7 лет
Трудовое
Труд
3-7 лет
Социальное
Дружба
Родина
3-7 лет
Познавательн
о
Патриотическ
ое
Познание
Родина
Культура
5-7 лет
Патриотическ
ое
Родина
5-7 лет
Выпускные балы
Праздник Весны и
Труда
Слушание и
исполнение песен о
весне и труде.
Знакомство с
пословицами и
поговорками о труде.
Международный
день защиты детей
(ФК)
Музыкальноспортивный праздник
День русского языка
(ФК)
День рождения А.С.
Пушкина
Викторина «Там на
неведомых дорожках»
День России (ФК)
Спортивномузыкальный досуг
«Россия-гордость
моя!»
День семьи, любви и
верности. (ФК)
Спортивномузыкальный досуг.
Оформление
тематической
выставки.
Социальное
Семья
Физкультурно Здоровье
е
Оздоровитель
ное
27
3-7 лет