Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35
комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
решением Педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 35
Фрунзенского района СПб
протокол от 27.08.2025 г. № 1
УТВЕРЖДЕНА
заведующим ГБДОУ детский сад № 35
Фрунзенского района СПб
__________________Симанковой И.В.
Приказом от 27.08. 2025 г. № 54-ПС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
инструктора по физической культуре
к Образовательной программе, адаптированной для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
(задержка психического развития)
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
«Физическое развитие. Обучение плаванию»
по освоению воспитанниками 4– 7 (8) лет
Разработчик:
Белашова М.А.
Инструктор по физической культуре
Санкт- Петербург,
2025г
1
1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.5.1.
2.5.2.
2.5.3.
2.6.
2.6.1.
2.6.2.
2.6.3.
2.7.
3.
3.1.
3.2.
Содержание
Общие положения
4
Целевой раздел
Пояснительная записка
4
Цель Программы
4
Задачи реализации Программы
4
Принципы и подходы к формированию и реализации Программы 4
Значимые для разработки и реализации Программы
5
характеристики
Возрастные особенности воспитанников ГБДОУ
5
Индивидуальные особенности воспитанников ГБДОУ
8
Климатические условия
8
Планируемые результаты реализации Программы
8
Планируемые результаты к четырем годам
8
Планируемые результаты к пяти годам
8
Планируемые результаты к шести годам
9
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов 9
Содержательный раздел программы
Особенности образовательной деятельности по обучению
10
плаванию
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
13
программы
3.3.
3.4.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями обучающихся
14
14
3.4.1.
3.4.2.
3.5.
4.
4.1.
4.2.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Календарный план взаимодействия с семьями воспитанников
Направления и задачи коррекционно-развивающей работы
Организационный раздел программы
Психолого-педагогические условия реализации Программы
Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
15
15
15
4.3.
Материально-техническое обеспечение программы,
обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Обеспеченность Программы методическими материалами и
средствами обучения воспитанников
22
Кадровые условия реализации программы
Примерный режим и распорядок дня
Обеспечение безопасности ОД по плаванию
Календарный план воспитательной работы по физическому
развитию (обучение плаванию)
22
23
23
24
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
2
19
20
22
Общие положения
1.
Рабочая программа «Физическое развитие. Обучение плаванию»
(далее Программа) разработана в соответствии с Образовательной программой
дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (задержка психического развития) (далее – Программа) и направлена на реализацию
содерания образовательной области «физическое развитие (обучение плаванию)».
Программа определяет комплекс основных характеристик по обучению плаванию
воспитанников от 3 до 7 (8) лет (объём, содержание и планируемые результаты) и
организационно – педагогические условия образовательной деятельности по обучению
плаванию с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
2.
программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций
дошкольного уровня образования:
1)
обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина
Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2)
создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее
- ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего
поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой
Родины;
3)
создание единого федерального образовательного пространства воспитания и
обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию,
обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные
условия ДО, вне зависимости от места проживания.
3.
В Программе содержатся целевой, содержательный и организационный разделы.
4.
В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы её
формирования; планируемые результаты освоения Программы в дошкольном возрасте, а также
на этапе завершения освоения Программы; подходы к педагогической диагностике достижения
планируемых результатов.
5.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание
образовательной деятельности по физическому развитию (обучение плаванию). В нем
представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и способов поддержки
детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся;
направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного
возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп,
в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
6.
Организационный раздел Программы включает описание психологопедагогических и кадровых условий реализации Программы; организации развивающей
предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО; материально-техническое
обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
и воспитания.
В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах,
календарный план воспитательной работы.
7.
Реализация Программы, направленная на обучение и воспитание, предполагает
их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с
разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов ДО,
зафиксированных во ФГОС ДО.
1.
3
2.
Целевой раздел
2.1.
Пояснительная записка
Программа определяет комплекс основных характеристик по обучению плаванию
воспитанников дошкольного возраста от 3 до 7 (8) лет (объём, содержание и планируемые
результаты) и организационно – педагогические условия образовательной деятельности по
обучению плаванию.
Программа реализуется в дошкольных группах ГБДОУ для воспитанников с ОВЗ
(ЗПР)
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском.
2.2.
Цель Программы
Закаливание и укрепление детского организма; обучение воспитанников дошкольного
возраста плаванию; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и
укрепление опорно - двигательного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной
систем), воспитание привычки к здоровому образу жизни; охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Задачи реализации программы
3-7(8) лет
1.
Формировать у дошкольников с ЗПР навыки плавания (уверенно чувствовать
себя в воде, держаться на поверхности воды, плыть от 7 -15 м). Преодолевать страх перед новой
водной средой. Научить управлять своим физическим и психическим состоянием в период
адаптации в водной среде.
2.
Вовлекать родителей в активную работу по закаливанию и оздоровлению
детей в совместной деятельности с педагогами. Создавать благоприятный эмоционально –
психологический микроклимат на занятиях плаванию и закаливанию.
3.
Формировать знания о видах и способах плавания. Об оздоровительном
воздействии плавания на организм. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
4.
Содействовать приобретению двигательного опыта воспитанников с ЗПР по
плаванию, повышению уровня ежедневной двигательной активности, становлению
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
5.
Развивать двигательные качества и способности воспитанников:
ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость через обучение плаванию.
6.
Создавать условия для формирования опорно-двигательной системы
организма, выполнения основных движений в воде (погружение, всплывание, скольжение,
ныряние, овладение плавательными навыками), овладения подвижными играми, правилами на
воде.
7.
Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладению
его элементарными нормами и правилами на водоёмах и в бассейне (двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
2.3.
2.4.
Принципы и подходы к формированию и реализации Программы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФАОП ДО Программа построена на
основе следующих принципах (п.10.3. ФАОП ДО):
-поддержка разнообразия детства;
-сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека;
4
-позитивная социализация ребенка;
-личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия педагогических
работников и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
Организации) и обучающихся;
-содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников, признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-сотрудничество ГБДОУ с семьей;
-возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает подбор
образовательными организациями содержания и методов дошкольного образования в
соответствии с возрастными особенностями обучающихся;
-уважение личности ребенка;
-приобщение детей с интеллектуальными нарушениями к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства. Культурологический подход к отбору содержания
дошкольного образования обеспечивает в Программе комплексность содержания образования,
взаимосвязь всех его компонентов. В ней с точки зрения современных достижений науки и
практики отражена система к коррекционно-образовательного процесса детей дошкольного
возраста с интеллектуальной недостаточностью, определены пути, организационные формы,
содержание и основные способы взаимодействия взрослого и ребенка в целях максимального
восстановления нарушенной целостности развития, обеспечения социализации дошкольников и
их интеграции в общество;
-принцип развивающего образования, целью которого является разностороннее
развитие ребенка с ЗПР.
2.5. Значимые для разработки и реализации
рабочей программы
характеристики
2.5.1.
Возрастные особенности воспитанников ГБДОУ
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического
развития в ГБДОУ воспитываются дети с задержкой психического развития в возрасте
с 3 лет до 7-8 лет.
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой
психомоторного и речевого развития детей четвертого года жизни
Характерными признаками отставания в развитии ребенка к трехлетнему
возрасту являются следующие:
-недоразвитие речи; запаздывание самостоятельной фразовой речи при
относительно сохранном понимании обращенной речи;
-недоразвитие навыков самообслуживания;
-снижение познавательной активности;
-недостатки познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания);
-недоразвитие предметно-практической деятельности;
-несформированность возрастных форм поведения.
В данном возрастном периоде задержка психического развития ребенка
может проявляться в недоразвитии психомоторных и речевых функций. Это
негативно отражается на развитии сенсорно-перцептивной, интеллектуальной,
игровой деятельности ребенка. Недоразвитие речи затрудняет общение со взрослыми
и со сверстниками, влияет на формирование представлений об окружающем мире.
Уже в этом возрасте можно увидеть признаки той или иной формы ЗПР. Например, у
детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС наблюдаются:
-отставание психомоторных функций, наглядно проявляющееся в недостатках
мелкой моторики, пространственной организации движений, моторной памяти,
координационных способностей;
-задержка в формировании фразовой речи, затруднения в понимании
многоступенчатых инструкций, грамматических форм слов, ограниченность
словарного запаса, выраженные недостатки слоговой структуры слова и
5
звуконаполняемости, нарушения фонематической стороны речи;
-недостаточность свойств внимания: слабая врабатываемость, отвлекаемость,
объем внимания и способность к переключению снижены.
Последствия воздействия неблагоприятных психогенных и соматогенных
факторов проявляются в недоразвитии ориентировочной основы познавательной
деятельности:
-снижение познавательной активности;
-негативные эмоциональные реакции при выполнении заданий, в процессе
общения со взрослыми и сверстниками;
-повышенная утомляемость, истощаемость.
Характеристика детей с ЗПР в возрасте 4-5 лет
Проблемы в психическом и физическом развитии детей в этом возрасте
проявляются особенно ярко. У всех обнаруживается запаздывание в сроках овладения
основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание),
отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений, их
неритмичность), замедленность темпа движений, моторная неловкость,
недостаточность мышечной силы и др. Многие проявляют крайне низкую или
чрезмерно высокую хаотичную двигательную активность. При относительно высоком
среднем уровне развития ходьбы у ряда детей для нее характерны: неуверенная,
неустойчивая, шаркающая, неритмичная походка; передвижение семенящим шагом, с
опущенной головой и плечами; напряженность мышц ног, рук, спины в процессе
ходьбы. Многие дети бегают на полусогнутых ногах, шлепая ступнями о пол,
раскачиваясь из стороны в сторону и нередко переходя на ходьбу. К 5 годам дети с
ЗПР лишь приближаются к уровню двигательного развития нормально
развивающихся детей трехлетнего возраста. При перемещении в пространстве все
дети не умеют удерживать дистанцию относительно друг друга и окружающих
предметов, что нередко приводит к столкновениям, а в крайних случаях и к падениям.
Вследствие несформированности самоконтроля дети не замечают
неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают ошибки,
нуждаясь в поддержке взрослого. Однако, как правило, многократное повторение
действий улучшает качество их выполнения.
Слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные
движения ладони и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук затрудняют
процесс овладения дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью всеми
видами деятельности.
Особенности эмоциональной сферы проявляются полярно: у некоторых детей
отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они вялы, пассивны, их лица
маскообразны), у других, наоборот, отмечается выраженная неконтролируемая
экспрессия, несдержанность в эмоциональных реакциях в любых ситуациях.
Дети, впервые поступающие в ДОО, не обнаруживают потребности в
продуктивном взаимодействии со взрослым: одни остаются равнодушными к
взрослым и к предлагаемому взаимодействию, другие активно проявляют негативизм.
Однако после периода адаптации постепенно начинают вступать в контакт и
включаться в совместную деятельность. Они активно идут на контакт также с новым
человеком, положительно реагируют на содержание совместной деятельности,
особенно тогда, когда она предлагается индивидуально.
Побуждаемые педагогом, дети с ЗПР проявляют желание принимать участие
в совместной деятельности, а иногда и непродолжительную активность, прежде всего,
на музыкальных занятиях и занятиях физкультурой.
В свободной деятельности дети чаще всего бывают крайне несамостоятельны
и безынициативны. Без организующей помощи взрослого они редко могут найти себе
занятие и редко вступают друг с другом во взаимодействие по поводу игры или
6
совместных переживаний каких-либо событий. Многие проявляют безразличие ко
всему происходящему, не замечают трудности и переживания сверстников, не
пытаются самостоятельно предложить свою помощь. Практически все не
организованы.
Относительно сформированными, по сравнению с другими, являются навыки
самообслуживания, однако практически все дети четвертого года жизни
самостоятельно ими не владеют. При этом к пяти годам многие способны ими
овладеть.
Младшие дошкольники с ЗПР не проявляет интерес к игрушкам или на
короткое время привлекает внимание их внешний вид, а не возможность действовать
с ними. Для этих детей характерным является многократное, стереотипное повторение
одних и тех же действий, обычно не сопровождающееся эмоциональными реакциями.
Самостоятельные действия дошкольников с ЗПР с игрушками стереотипны, но
преимущественно адекватны.
Лишь в начале четвертого года жизни у детей начинает появляться интерес к
предметам, к игрушкам, что способствует ознакомлению с их свойствами и
отношениями. Однако восприятие имеет ряд особенностей, таких как: инактивность,
замедленность, фрагментарность, малый объем, низкий уровень избирательности и
константности, слабая дифференцированность и несамостоятельность. При
поступлении в ГБДОУ дети крайне слабо информированы: не знают названия
предметов, их функционального назначения, не владеют способами действий с ними и
не стремятся к их познанию и использованию. Их действия с предметами длительное
время остаются на уровне манипуляций, часто неспецифических (постукивание и
бросание предметов на пол и т.п.). У них ограниченный сенсорный опыт — они не
владеют обследовательскими действиями, не знают и не умеют выделять основные
признаки объектов (цвет, форма, величина и пр.).
Раннее органическое поражение центральной нервной системы у детей с
интеллектуальной недостаточностью приводит в большинстве случаев к грубому
недоразвитию речи и всех еѐ функций. Недоразвитие понимания речи сочетается с
недоразвитием самостоятельной речи, которое имеет весьма широкий диапазон: от
полного ее отсутствия до простой двусложной фразы. Даже те дети, которые владеют
речью, недостаточно активно ею пользуются в процессе деятельности или общения.
Выполняя какие-либо действия, контактируя друг с другом, играя, дошкольники, как
правило, действуют молча. Они или не сопровождают свои действия речью или
иногда произносят отдельные слова фиксирующего характера в связи с
выполняемыми действиями. У значительной части детей с ЗПР диагностируются
грубые нарушения речи (дизартрия, алалия).
Многие дошкольники пользуются жестами, мимикой, движениями головы с
целью сообщить о своих потребностях, желаниях, положительных или отрицательных
впечатлениях о происходящих вокруг них событиях и т.д.
Мышление детей формируется в условиях неполноценного чувственного
познания, недоразвития речи, ограниченной практической деятельности. Они не
умеют решать задачи на уровне наглядно-действенного мышления, т.к. очень часто не
осознают наличия проблемной ситуации, не осуществляют поиск решения, а в тех
случаях, когда понимание в целом есть, не связывают поиски решения с
необходимостью использования вспомогательных средств. Остаются, как правило,
равнодушными как к результату, так и к процессу решения задачи.
Характеристика детей с ЗПР в возрасте 5-7-8 лет
У детей с ЗПР, как правило, нет грубых нарушений осанки, ходьбы, бега,
прыжков. Основные недостатки общей моторики: низкое качество выполнения
основных движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), гибкости и
плавности движений (скованность движений, их неритмичность), замедленность
7
темпа и неритмичность движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной
силы, плохая координация движений частей тела и др. сохраняются. Потребность в
двигательной активности проявляют все, а стремление к ее удовлетворению
большинство.
У большинства детей, посещающих дошкольные учреждения, после 5 лет
преобладают ситуативно-деловая и ситуативно-познавательная формы общения. К 7-8
годам у многих детей появляется внеситуативно-познавательная форма общения.
С 6 лет у всех дошкольников существенно возрастает адекватность
эмоциональных реакций и по силе, и по способам выражения. Появляется
элементарная способность управлять собственным эмоциональным состоянием. При
сохранении индивидуальных различий снижается частота полярных эмоциональных
проявлений у детей.
Дети начинают проявлять стремление заниматься более продолжительное время чем-то
определенным, например, играть с любимыми игрушками, рисовать, конструировать и др.
Новая обстановка, новые игрушки начинают вызывать эмоциональные реакции и пробуждают
активность.
2.5.2.
Индивидуальные особенности воспитанников ГБДОУ
Программа по плаванию реализуется в группах начиная с 3- лет.
Группы общеразвивающие
Средняя группа (ЗПР)
Старшая группа (ЗПР)
Возраст детей, лет
3-5
5-7
Количество групп Количество детей
1
10
1
10
2.5.3.
Климатические условия
Учитывая климатические и природные особенности г. Санкт- Петербурга
(образовательная деятельность, далее ОД) по обучению плаванию воспитанников дошкольного
возраста проводится один раз в неделю, в течении учебного года с октября по май (во время
отопительного сезона). До начала и после окончания отопительного сезона занятия в воде не
проводятся, образовательная деятельность планируется на суше.
2.6.
Планируемые результаты реализации Программы
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные
особенности ДО делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения
программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка
дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.
Обозначенные в программе возрастные ориентиры имеют условный характер, что
предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребёнком планируемых
результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом
психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических
периодов. По этой причине ребёнок может продемонстрировать обозначенные в планируемых
результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных
ориентиров.
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может
различаться у детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического
развития и разных стартовых условий освоения программы. Обозначенные различия не должны
быть констатированы как трудности ребёнка в освоении программы и не подразумевают его
включения в соответствующую целевую группу.
8
2.6.1.
Планируемые результаты к четырем-пяти годам
ребёнок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и тому
подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах,
положительно влияющих на здоровье;
ребёнок начинает знакомиться с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью,
прозрачностью). Освоение с водой происходит до того момента, когда ребенок сможет
безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну,
совершать простейшие действия, играть.
2.6.2.
Планируемые результаты к шести- семи (восьми) годам
ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя
гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на
сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих;
ребенок обучается плаванию определенным способом;
ребенок умеет проплыть 10-15м на мелкой воде, сохраняя в основном согласованность
движения рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
1.
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов
направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений,
склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и
сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять
на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и
организацию образовательной деятельности.
2.
Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения
определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы может проводиться оценка
индивидуального развития детей4, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической
диагностики. Вопрос о её проведении для получения информации о динамике возрастного
развития ребёнка и успешности освоения им Программы, формах организации и методах
решается непосредственно ГБДОУ.
3.
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых
образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС
ДО: планируемые результаты освоения федеральной образовательной программы ДО
заданы как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные, возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства;
целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации обучающихся.
Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на
оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее
планирование.
4.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2.7.
9
оптимизации работы с группой детей.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они
выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах
дошкольного детства.
Наблюдая за ребёнком, инструктор обращает внимание на частоту проявления каждого
показателя. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости
показателя.
6.
Результаты освоения воспитанниками рабочей программы
заносятся в протокол обследования:
«+»
показатель
сформирован,
наблюдается
в
самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со
взрослыми;
«0» - показатель в стадии формирования, проявляется неустойчиво, чаще при
создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление;
«-» - показатель не сформирован, не проявляется ни в одной из ситуаций;
Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать
динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать
образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и его
потребностей.
Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме,
что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду
деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и
другое.
5.
3.
Содержательный раздел программы
3.1.
Особенности образовательной деятельности по обучению плаванию
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в
процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, развитие двигательной деятельности по
плаванию требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её
осуществления.
Особенностью организации образовательной двигательной деятельности по обучению
плаванию является ситуационный подход. Основной единицей образовательной деятельности
выступает образовательная ситуация - такая форма совместной деятельности инструктора по
физической культуре и воспитанников, которая планируется и целенаправленно организуется
инструктором с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Образовательные ситуации организуются в процессе образовательной деятельности
по обучению плаванию (занятие), требования к проведению которой согласуются с
положениями действующих СанПиН. Главными задачами таких образовательных ситуаций
является формирование у воспитанников новых умений и навыков в двигательной деятельности
по обучению плаванию. Создаются разнообразные образовательные ситуации, побуждающие
воспитанников применять свои знания и умения.
Организованные
инструктором
образовательные ситуации ставят воспитанников перед необходимостью понять, принять и
разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды
наглядности, в том числе схемы основных видов движений. Назначение образовательных
ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта воспитанников: в
освоении новых, более эффективных способов деятельности.
Образовательные ситуации также организуются в процессе:
подвижных игр и игровых упражнений на воде — оптимальная основа для
физического, личностного и интеллектуального развития ребёнка. Подвижные игры и
игровые упражнения классифицируются по разным
10
параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребёнка в игре (игры с малой,
средней, большой подвижностью). По видам движений (игры с бегом, на задержку дыхания,
скольжением, нырянием, всплыванием и т. д.), по содержанию. К подвижным играм с
правилами и игровым упражнениям относятся сюжетные и несюжетные игры и упражнения, в
которых воспитанники упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках,
плавании, нырянии, всплывании, скольжении, задержке дыхания и т. д.
трудовых поручений (расстановка спортивного инвентаря в бассейне, во
время и после выполнения двигательной деятельности по обучению плаванию);
самообслуживания (самостоятельно раздеваться, принимать душ перед
занятием – мыть тело, пользуясь мочалкой и мылом, после занятия растираться полотенцем,
быстро одеваться, высушивать волосы).
бесед с воспитанниками о правилах безопасности на суше и вводе (бассейн);
индивидуальной работы с воспитанниками.
От 3 до 5 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития
(обучение плаванию):
Формирование гигиенических навыков: добиваться, чтобы
дошкольники самостоятельно, в определённой последовательности раздевались и
одевались, аккуратно складывали и вешали одежду; учить мыться под душем, пользоваться
полотенцем, с помощью воспитателя насухо вытираться. Воспитанники должны знать, что надо
высушить волосы, растереться, обращаясь за помощью к взрослому.
Развитие двигательных умений и навыков: учить выполнять упражнения у
бортика, в игре, стоя свободно. Приучать самостоятельно, передвигаться в воде друг за другом,
по одному, парами, разными способами. Учить выполнять прыжки, держась и не держась за
поручень, с хлопками по воде, передвигаясь вперёд; подпрыгивать в высоту; учить бегать в
воде с игрушкой и без неё вдоль бортика, от бортика к бортику, врассыпную, не толкая друг
друга; бегать, высоко поднимая ноги, с гребками рук.
Работа над дыханием: учить дуть на игрушки, делая энергичный выдох в
воду, опуская лицо в воду и погружаясь до подбородка.
Воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, силы мышц рук, ног,
туловища.
Правила поведения: соблюдать очерёдность при входе в бассейн и выходе
из него; выполнять упражнения по указанию воспитателя; не кричать, не бросать игрушки,
перед выходом из бассейна все игрушки ставить на своё место.
Содержание образовательной деятельности.
От 3 до 5 лет
Ходьба держась за поручень, вдоль бортика; по кругу («Хоровод»), друг за
другом («Паровоз»); держась одной рукой за поручень, другой загребая воду; парами,
тройками, с разным положением рук – вытянуты вперёд, заложены за спину. Ходить с
высоким подниманием бедра –
«Цапли», в положении полу приседа, в положении наклона туловища вперёд,
произвольно передвигаться по дну бассейна. Ходить, отгребая воду назад руками (пальцы
согнуты, кисть лодочкой).
Бег: с поддержкой за игрушкой, без поддержки, с работой рук гребками, с
высоким подниманием колен, с высоким подниманием прямых ног, бегать свободно. Прыгать:
держась за поручень, без поддержки (»Воробышки»), вдоль бортика («Зайчики на прогулке»),
прыжки с хлопками по воде («Поиграем в ладушки с водичкой»), с брызганьем («Дождик»).
Приседание с выпрыгиванием («Кто выше?»), держась за поручень.
Прыжки: на двух ногах на месте (с поддержкой взрослого, держась за
11
поручень, а также без опоры); на двух ногах, продвигаясь вперед; прыгать в длину с места;
подпрыгнуть и упасть в воду вперед.
Погружение в воду: опускать нос в воду («Птички умываются»), держась за
поручень, в кругу, держась за руки, в паре. Умывать лицо, лить воду себе на голову и не
вытирать лицо руками («Дождик»), опускать лицо в воду быстрым движением, приседать в
воду до подбородка и дуть («Пускаем пузыри»), двигать парусные лодочки и кораблики по
воде, дуя.
Игры: «Поймай рыбку», «Хоровод», «Сердитая рыбка», «Догоните меня»,
«Кораблики», «Воробышки умываются», «Солнышко и дождик»,
«Крокодилы», «Маленькие и большие ножки», «Нос утонул», «Цапли»,
«Фонтан», «Лодочки плывут», «Остуди чай», «Мячики», «Бегом за мячом»,
«Волны на море», «Достань игрушку».
От 5 до 7 (8) лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития
(обучение плаванию):
Формирование гигиенических навыков. учить самостоятельно, готовиться
к занятию (раздеться, приготовить вещи для душа), самостоятельно мыться под душем
(пользоваться мочалкой, мылом), помогать друг другу. После занятия растереть полотенцем
тело, высушить волосы, аккуратно одеться.
Развитие двигательных умений и навыков: учить свободно, передвигаться
в воде, использовать все виды ходьбы, бега, прыжков; учить делать руками гребковые
движения, (пальцы плотно сжаты), выполнять руками круговые движения вперёд и назад.
Погружение: учить свободно, погружаться в воду, открывая при этом глаза и
рассматривая предметы на дне, погружаться в воду, обхватывая колени и всплывать.
Скольжение: учить детей ложиться на воду, задерживая дыхание, скользить
на груди и спине. Отрабатывать движения ногами, как при
плавании стилем «Кроль». Учить скольжению с доской, работая ногами в стиле
«Кроль», держа лицо на поверхности воды, в воде; выполнять скольжение без предметов на
груди, с поворотом туловища.
Дыхание: учить воспитанников делать полный выдох в воду, делать вдох,
приподнимая голову над водой так, чтобы рот был чуть выше поверхности воды; делать выдох
через рот и нос, а вдох через рот. Учить выдыхать постепенно носом. Начать обучение
дыханию с поворотом головы: лицо в сторону – вдох, лицо в воду – выдох.
Развитие и воспитание физических качеств: продолжать развивать силу,
быстроту, выносливость; воспитывать смелость целеустремлённость, выдержку.
Правила поведения: учить быть внимательным при выполнении
упражнений, не мешать товарищам; не толкаться в воде и не нырять навстречу друг другу;
вовремя убирать игрушки и предметы после использования на своё место.
Содержание образовательной области
Упражнения в ходьбе и беге: использовать все виды ходьбы (в т. ч. в виде
соревнования), бег с работой рук (делать гребковые движения, пальцы плотно сжаты), бегать
спиной вперёд с работой рук круговыми движениями назад.
Упражнения в прыжках: «Кто выше?» - выпрыгивание из воды с
последующим погружением с головой, руки на поясе; «Кто быстрее?» - прыжки на двух ногах
до противоположного борта.
Упражнения на погружение под воду и дыхание: «Водолазы» - ныряние с
доставанием предметов со дна бассейна, выдох делать в воду.
«Насос» - стоя друг против друга и держась за руки, попеременно глубоко погружаться,
12
делая выдох в воду. «Сосчитай пальцы» - дети ныряют, открывают глаза под водой и считают
пальцы на руках товарища. «Достань дно руками» - погружение с доставанием дна руками.
«Покажи пятки» - погружение с отрыванием ног от дна. «Поплавок» - погрузиться в воду,
обхватить руками колени, прижать их к груди, оторвать ноги от дна и подождать, пока вода не
поднимет тело к поверхности.
Упражнения на скольжение: встать лицом к бортику, отойти на 3-4 шага
назад и постараться допрыгнуть до бортика, вытянув вперёд руки, с минимальным
скольжением; «Стрела» - сделать глубокий вдох, одной ногой упереться в бортик, и,
оттолкнувшись, проскользить по поверхности воды, опустив лицо в воду, вытянув прямые руки
и ноги ( то же, но лёжа на спине);
«Медуза» - ноги и руки на ширине плеч, плавно лечь на воду, опустить лицо в воду,
спокойно лежать, расслабив тело; «Звезда» - то же, что и «Медуза», только руки и ноги не
«висят» в расслабленном виде, а натянуты, как лучики звезды; «Звезда» на спине – то же,
только лёжа на спине; «Торпеда» сначала выполнять упражнение на месте: взяться руками за поручень, лечь на воду,
опустив лицо, и работать ногами, как при плавании способом «Кроль» на груди, затем
выполнять то же, не держась руками за поручень, а вытянув прямые руки в сторону
противоположного борта; «Торпеда» на спине – сначала отработать движения ногами: сесть на
дно на глубине 40 см, руки в упоре сзади, приподнять ноги и работать ими, как при
плавании способом
«Кроль» на спине, затем выполнять упражнение, лёжа на спине с доской в вытянутых
над головой руках, затем без доски; «Винт» - выполняя упражнение «Стрела» перевернуться с
груди на спину и снова на грудь.
Игры: «Футбол» («Вратарь»), «Буксир», «Плавающие стрелы»,
«Дружные ребята», «Вода кипит» («Общее дыхание»), «Медузы», «Рекорд» («Кто
выше?», «Кто быстрее?»), «Торпеды», «Поезд в туннель», «Передай предмет под водой»,
«Водолазы», «Насос», «Спасатели», «Винт».
3.2.
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
программы
При реализации Программы инструктор по физической культуре:
выбирает формы, способы, методы и средства реализации программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
продумывает содержание и организацию непрерывной образовательной
деятельности с дошкольниками, условия эмоционального благополучия и развития каждого
ребенка;
определяет единые для всех дошкольников правила сосуществования
детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и внимание
друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения
развития дошкольников, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к каждому
ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской самостоятельности, инициативы;
осуществляет развивающее взаимодействие с воспитанниками, основанное на
современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри, как я это
делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
сочетает
совместную
с ребенком
деятельность
(игры,
труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность воспитанников;
создает развивающую предметно-пространственную среду;
наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и
13
взаимоотношения воспитанников;
сотрудничает
с родителями,
совместно
задачи воспитания и развития воспитанников.
с
ними
решая
Формы реализации программы
Образовательная деятельность по обучению плаванию по рабочей программе
осуществляется в форме:
занятий;
развлечений, досугов, праздников на воде;
взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной
программы ДО.
Средства реализации программы
демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
естественные и искусственные;
реальные и виртуальные.
Средства, указанные в программе, используются для развития следующих видов
деятельности детей:
- двигательные - занятия плаванием (оборудование для обучения плаванию);
- игровые (игры, игрушки, игровое оборудование и другое);
- предметные (образные и дидактические игрушки, реальные предметы и другое);
коммуникативные (дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы и
другое);
3.3.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной игровой, двигательной
деятельности по плаванию по выбору и интересам. Возможность играть, двигаться в
соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального
благополучия ребенка на занятиях по обучению плаванию.
На занятиях по обучению плаванию могут осуществляться следующие формы
самостоятельной инициативной деятельности:
самостоятельные игры и игровые упражнения;
самостоятельное («свободное») плавание.
В развитии детской инициативы и самостоятельности важно соблюдать ряд общих
требований:
развивать активный интерес воспитанников к стремлению получения новых
знаний и умений;
создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие воспитанников к
активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте. Постепенно
выдвигать перед воспитанниками более сложные задачи, требующие сообразительности,
поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
тренировать волю воспитанников, поддерживать желание преодолевать
трудности, доводить начатое дело до конца;
ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
Необходимо своевременно обратить особое внимание на воспитанников, постоянно
проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать
работу;
«дозировать» помощь воспитанников. Если ситуация подобна той, в которой
ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто
намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае. Большинство
педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к воспитанникам и
поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться
14
в готовность выполнить задание за ребенка, будь то формулировка замысла или поиск
возможных способов решения проблемы;
поддерживать у воспитанников чувство гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка,
побуждать к проявлению инициативы.
3.4 Особенности взаимодействия педагога с семьями обучающихся
Задачи:
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в
информационных Центрах для родителей, на родительских собраниях, в личных беседах,
информационных родительских чатах, рекомендуя соответствующую литературу, через сайт
ГБДОУ необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития
по обучению плаванию ребенка.
Объяснять родителям, как образ семьи воздействует на здоровье ребенка.
Помогать родителям, укреплять и сохранять физическое и психическое
здоровье ребенка.
Представлять опыт работы проводимых оздоровительных мероприятий, с
дошкольниками в детском саду.
Разъяснять важность посещений дошкольниками секций по плаванию, студий,
ориентированных на оздоровление дошкольников.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного
отношения к плаванию.
Знакомить родителей с основными теоретическими знаниями и с
практикой работы часто болеющих детей и их закаливания.
3.4.1. Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Изучение условий семейного воспитания через анкетирование и
определение путей улучшения здоровья каждого ребенка.
Консультации для родителей по использованию приемов и методов
оздоровления (дыхательная гимнастика, физические упражнения, различные виды закаливания
и др.)
Проведение дней открытых дверей, совместные развлечения с целью
профилактических заболеваний детей.
3.4.2.
месяц
Календарный план взаимодействия с семьями воспитанников.
Название
Форма проведения
Возрастные группы
сентябрь
«Занятия детей плаванием
в детском саду»
Анкетирование
сентябрь
«Преодоление водобоязни».
Родительское собрание Все группы
декабрь
«Закаливание дошкольников» Индивидуальные
консультации
февраль
«Основные
закаливания»
апрель
май
«Волшебные капельки»
«Здоровый образ жизни»
3.5
правила
Все группы
Все группы
Родительское собрание Все группы
Открытое занятие
Анкетирование
Все группы
Все группы
Направления и задачи коррекционно-развивающей работы
15
Программа коррекционной работы включает описание образовательной деятельности по
профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР.
Коррекционная работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с
ЗПР и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.
В соответствии с ФГОС ДО содержание и организация коррекционной работы
обеспечивает:
1) выявление особых образовательных потребностей детей с ЗПР, обусловленных
недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
2) осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико- педагогической
помощи детям с ЗПР с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей детей;
3) возможность освоения детьми с ЗПР Программы и их интеграции в образовательном
учреждении.
Коррекционная работа организована как система психолого-педагогических и
медицинский мероприятий, которые обеспечивают ослабление и/или исправление недостатков
в психическом и физическом развитии детей с ЗПР.
Принципы коррекционной работы:
Принцип принятия ребенка. Ребенок с проблемами в развитии принимается окружающими
как личность, которая в силу особых условий развития, вызванных нарушениями в
деятельности центральной нервной системы, имеет несколько другие образовательные,
эмоциональные потребности (нужды), и тем самым имеет право на особую заботу и помощь.
При этом не зависимо от глубины нарушения, ребенок является полноправным членом
общества, представляющий для него ценность, хотя и испытывает проблемы в развитии, и
требует особых условий воспитания и обучения. В связи с этим общество и образовательные
учреждения, как институты общественного воспитания, должны обеспечить возможность
удовлетворения особых потребностей ребенка и строить требования к нему с учетом его
возрастных и индивидуальных возможностей Реализация принципа предполагает
формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок, т.е. в детском саду и
в семье. Для успешности коррекционной работы важное значение имеет отношение к ребенку,
прежде всего, членов семьи и сотрудников дошкольного учреждения. Уважение к ребенку,
наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития (пусть даже часто
весьма ограниченные) и стремление в наибольшей мере развивать его потенциальные
возможности – это те условия, которые обеспечивают создание наиболее благоприятной для
развития ребенка атмосферы.
Принцип помощи. Этот принцип может быть применен по отношению к воспитанию
каждого ребенка, ибо каждый ребенок имеет право получить помощь в процессе своего
развития. Однако эта помощь имеет особо важное значение для ребенка с интеллектуальной
недостаточностью, который без специально организованной помощи не может достичь
оптимального для него уровня психического и физического развития.
Существующая система дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного
вида свидетельствует о том, что общество признает право ребенка с проблемами в развитии, в
том числе, с интеллектуальной недостаточностью, на особые условия воспитания и обучения с
первых лет его жизни. Эти учреждения обеспечивают благоприятные условия воспитания
ребенка, к которым можно отнести, в частности, наличие квалифицированных специалистов,
соответствующую материальную базу, относительно небольшую наполняемость групп и др.
Принцип индивидуального подхода. Принцип индивидуального подхода в коррекционновоспитательной работе предполагает необходимость определения индивидуальной цели
воспитания каждого ребенка. Это особо важно, т.к. глубина, характер нарушения определяют
наличие достаточно выраженных различий в возможностях развития ребенка. Следовательно,
нельзя схематически формулировать цель воспитания детей, а необходимо учитывать
индивидуальные возможности и условия воспитания каждого ребенка.
Принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со
16
своеобразными психофизическими особенностями. Его реализация обеспечивает возможность
достижения ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов,
средств и организации процесса воспитания и обучения ребенка в соответствие с его
индивидуальными возможностями. Практическим выражением реализации этого принципа в
деятельности дошкольных учреждений является преобладание индивидуальных и групповых
форм обучения, в процессе использования которых реализуются индивидуальные
коррекционно-образовательные программы.
Принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий. Дети с
проблемами в развитии, в частности, интеллектуальном, очень часто страдают разнообразными
соматическими и психическими заболеваниями, дисфункциями нервной системы, которые
требуют систематической, организованной медицинской помощи.
Этот принцип отражен уже в определении коррекционно-воспитательной работы, где
говорится о системе психолого-педагогических и медицинских мероприятий.
Вся лечебно-оздоровительная работа способствует правильному физическому развитию
ребенка и укреплению его здоровья. Планомерное, систематическое проведение всех
мероприятий в комплексе осуществляется медицинским персоналом дошкольного учреждения
(врач, медсестры, массажист, физиотерапевт, инструктор ЛФК).
Медицинские мероприятия создают благоприятные условия для успешного проведения
психолого-педагогических (охранительный педагогический режим, игра и другие виды
деятельности, особая организация процесса обучения). Только в сочетании с последними
медицинские воздействия могут обеспечить высокую эффективность всей коррекционной
работы с каждым ребенком. В практике ее организации важное значение имеет согласованное
взаимодействие всех специалистов - врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителялогопеда и пр.
Принцип сотрудничества с семьей. Семья, в которой воспитывается ребенок с
проблемами в развитии, особенно с выраженными, встречается с большими эмоциональными,
моральными и материальными нагрузками. Достаточно часто отрицательное воздействие на
атмосферу в семье, взаимоотношения между родителями и другими членами семьи оказывают
такие моменты как: ограничение возможностей профессиональной деятельности одного из
родителей при необходимости обеспечения соответствующих условий ухода за ребенком и его
воспитания; то, что ребенок не оправдывает надежд и ожиданий родителей, неблагополучный
прогноз развития ребенка. Они могут привести даже к распаду семьи. В такой ситуации семья
нуждается в поддержке и помощи со стороны образовательного учреждения, как в плане
оказания квалифицированной помощи ребенку, так и в плане психологической поддержки
родителям и другим ее членам. Создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного
отношения к ребенку со стороны всех членов семьи, единство требований, предъявляемых
ребенку со стороны дошкольного учреждения и семьи, в значительной мере способствует более
успешному его физическому и психическому развитию, социальной адаптации.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО коррекционная работа в ДОО направлена на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития
детей с
ЗПР, оказание
им
квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с интеллектуальной недостаточностью содержания образования,
предусмотренного Программой, их разностороннее развитие с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей и возможностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации.
Коррекционно-развивающая работа в образовательной области "Физическое
развитие". (п. 45.14.5. ФАОП ДО)
Коррекционно-развивающая направленность работы в области "Физическое развитие"
(бассейн) обучающихся с ЗПР подразумевает создание условий: для сохранения и укрепления
17
здоровья обучающихся, физического развития, формирования у них полноценных
двигательных навыков и физических качеств, применения здоровьесберегающих технологий и
методов позитивного воздействия на психомоторное развитие ребенка, организацию
специальной (коррекционной) работы на занятиях по физическому воспитанию в бассейне,
включение членов семьи обучающихся в процесс их физического развития и оздоровления.
Задачи коррекционно-развивающей работы в образовательной области "Физическое
развитие":
коррекция недостатков и развитие ручной моторики:
нормализация мышечного тонуса пальцев и кистей рук;
развитие техники тонких движений;
коррекция недостатков и развитие психомоторных функций:
пространственной организации движений;
моторной памяти;
слухо-зрительно-моторной и реципрокной координации движений;
произвольной регуляции движений.
Коррекционная
направленность
в - Формировать гигиенические навыки. учить самостоятельно,
работе
по готовиться к занятию (раздеться, приготовить вещи для душа),
физической культуре самостоятельно мыться под душем (пользоваться мочалкой,
мылом), помогать друг другу. После занятия растереть
полотенцем тело, высушить волосы, аккуратно одеться.
- создавать условия для овладения и совершенствования
двигательных умений и навыков: учить свободно,
передвигаться в воде, использовать все виды ходьбы, бега,
прыжков; учить делать руками гребковые движения, (пальцы
плотно сжаты), выполнять руками круговые движения вперёд и
назад.
- учить свободно, погружаться в воду, открывая при этом глаза
и рассматривая предметы на дне, погружаться в воду,
обхватывая колени и всплывать.
-учить ложиться на воду, задерживая дыхание, скользить на
груди и спине.
- Учить скольжению с доской, работая ногами в стиле «Кроль»,
держа лицо на поверхности воды, в воде; выполнять
скольжение без предметов на груди, с поворотом туловища.
-учить делать полный выдох в воду, делать вдох, приподнимая
голову над водой так, чтобы рот был чуть выше поверхности
воды; делать выдох через рот и нос, а вдох через рот. Учить
выдыхать постепенно носом.
- Начать обучение дыханию с поворотом головы: лицо в
сторону – вдох, лицо в воду – выдох.
- учить быть внимательным при выполнении упражнений, не
мешать товарищам; не толкаться в воде и не нырять навстречу
друг другу; вовремя убирать игрушки и предметы после
использования на своё место.
- развивать двигательные навыки и умения реагировать на
изменение положения тела во время перемещения в воде
- способствовать развитию координационных способностей
путём введения сложно-координированных движений;
- развивать точность произвольных движений, учить
обучающихся переключаться с одного движения на другое;
18
- учить обучающихся выполнять упражнения по словесной
инструкции педагогических работников и давать словесный
отчет о выполненном движении или последовательности из
двух-четырех движений;
- формировать у обучающихся навыки контроля динамического
и статического равновесия;
совершенствовать
общую
моторику,
используя
корригирующие упражнения для разных мышечных групп;
- стимулировать потребность обучающихся к точному
управлению движениями в пространстве: в вертикальной,
горизонтальной и сагиттальной
плоскостях
(чувство
пространства);
- формировать у обучающихся навыки выполнения движений и
действий с предметами по словесной инструкции и умение
рассказать о выполненном задании с использованием
вербальных средств;
- стимулировать положительный эмоциональный настрой
обучающихся и желание самостоятельно заниматься
плаванием.
4
Организационный раздел программы
4.1Психолого-педагогические условия реализации программы
Направлениями деятельности ДОО с детьми с ЗПР являются:
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств;
формирование предпосылок учебной деятельности;
сохранение и укрепление здоровья;
коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся;
создание современной развивающей предметно-пространственной среды, комфортной
как для обучающихся с ЗПР;
формирование у обучающихся общей культуры.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и заключений ПМПК.
Организация образовательного процесса для обучающихся с ЗПР и обучающихсяинвалидов предполагает соблюдение следующих позиций:
расписание и содержание занятий с обучающимися с ЗПР строится педагогическими
работниками в соответствии с Программой, разработанным индивидуальным образовательным
маршрутом с учетом рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА для ребенка-инвалида;
создание специальной среды;
порядок и содержание работы ППк ГБДОУ.
При составлении Программы осуществляется ориентация на:
формирование личности ребенка с использованием адекватных возрасту и физическому
и (или) психическому состоянию методов обучения и воспитания;
создание оптимальных условий совместного обучения обучающихся с ЗПР и здоровых
обучающихся с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов,
учителей- логопедов, учителей-дефектологов;
личностно-ориентированный подход к организации всех видов детской деятельности и
целенаправленное формирование ориентации в текущей ситуации, принятие решения,
19
формирование образа результата действия, планирование, реализацию программы действий,
оценку и осмысление результатов действия.
В Программе определяется оптимальное для ребенка с ЗПР соотношение форм и видов
деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психологопедагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства.
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
обеспечивающих развитие обучающихся с задержкой психоречевого развития раннего возраста
и обучающихся с ЗПР дошкольного возраста в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями развития, возможностями и интересами:
Личностно-порождающее взаимодействие педагогических работников с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с ЗПР предоставляется
возможность выбора деятельности, партнера, средств; обеспечивается опора на его личный
опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. При этом учитывается, что на
начальных этапах образовательной деятельности педагогический работник занимает активную
позицию, постепенно мотивируя и включая собственную активность ребенка с ЗПР.
Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности ребенка с ЗПР, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка,
(но не сравнение с достижениями других обучающихся), стимулирование самооценки.
Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка с ЗПР, учитывая, что у
обучающихся с ЗПР игра без специально организованной работы самостоятельно нормативно
не развивается.
Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому,
социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому
развитию ребенка с ЗПР и сохранению его индивидуальности.
Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности
по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской, творческой
деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
Учитывая особенности познавательной деятельности обучающихся с ЗПР, переход к
продуктивной деятельности и формирование новых представлений и умений следует при
устойчивом функционировании ранее освоенного умения, навыка.
Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка с ЗПР.
Это условие имеет особое значение, так как одной из причин задержки развития у обучающихся
могут быть неблагоприятные условия жизнедеятельности и воспитания в семье.
Профессиональное развитие педагогических работников, направленное на развитие
профессиональных компетентностей, овладения новыми технологиями, в т.ч. коммуникативной
компетентности и мастерства мотивирования ребенка с ЗПР, а также владения правилами
безопасного пользования интернетом, предполагающее создание сетевого взаимодействия
педагогических работников и управленцев, работающих по Программе.
Важным условием является составление индивидуального образовательного маршрута,
который дает представление о ресурсах и дефицитах в развитии ребенка с ЗПР, о видах
трудностей, возникающих при освоении основной образовательной программы дошкольного
образования; раскрывает причину, лежащую в основе трудностей; содержит примерные виды
деятельности, осуществляемые субъектами сопровождения.
4.2 Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий
развитие детей. РППС ГБДОУ выступает основой для разнообразной, разносторонне
развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребёнка деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда бассейна детского
сада среда должна стимулировать физическую активность воспитанников, присущее
им желание совершенствоваться в приобретённых навыках плавания, познавать, побуждать
20
применять свои умения в ходе игр, игровых упражнений, воспитанники должны иметь
возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Водная среда предоставляет
условия для: игрового обучения плаванию, и развития моторных функций, и координации
ребёнка.
Водное пространство должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от
игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
Содержание РППС бассейна:
Плавательный бассейн
Раздевалка
Зеркало
Скамейки
Система хранения вещей
шт.
1
шт.
4
шт.
2
шт.
4
Помещение для плавания
Скамейки гимнастические
Коврики резиновые массажные
23
шт
Дорожки резиновые
шт.
Дорожка резиновая для душевой
3
1
шт.
Доски для плавания
шт.
7
Круги для плавания
шт.
10
Нарукавники для плавания
шт.
10
Обручи
шт.
5
Мячи надувные
шт.
7
Набор плавающих игрушек
шт.
2
Набор игровой «рыбалка»
шт.
3
Тонущие игрушки для ныряния
шт.
15
Игрушки-прилипалы
шт.
10
Шарики
шт.
40
шт.
3
Игрушки надувные
21
Термометр для воды
шт.
1
шт.
2
шт.
1
Стул педагога
шт.
1
Стол педагога
шт.
1
Шкаф для одежды
шт.
1
Шкаф для пособий методических
Шт.
1
шт.
1
Термометр для воздуха
Рабочее место инструктора по физической культуре
Компьютер педагога
Аптечка универсальная для оказания первой помощи ( в соответствии с
приказом №822н)
4.3
Материально-техническое обеспечение программы,
обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
В ГБДОУ функционирует детский учебный бассейн ( дети до 7 лет), который
расположен в здании ГБДОУ. Внутренняя отделка- из керамических материалов. Система
водоснабжения чаши– рециркуляторная( оборотная). Тип-переливной. Максимальное число
купающихся единовременно – 8-10 человек. Возраст купающихся до 7 (8) лет
Параметры бассейна:
Длинна, m-6,04
Ширина m-5,84
Глубина h m--0,6
Температура воды, град C-31-33
Проход до чаши бассейна покрыт резиновыми ковриками. В бассейне оборудована
раздевальная комната( разделена ширмой для мальчиков и девочек) со шкафчиками для
раздевания и одевания на каждого воспитанника, пол покрыт ковриком.
Душевые, имеющие 3 душа для мытья воспитанников перед началом занятий и после
их окончания, полы покрыты резиновыми ковриками.
Туалетная комната.
Бассейн предназначен для проведения занятий по обучению плаванию детей в возрасте
3 -7 (8) лет.
Все помещения отвечают педагогическим, санитарно – гигиеническим, лечебнопрофилактическим нормам. В них обеспечена: эффективная вентиляция, достаточная
освещённость всех помещений; благоприятный уровень температуры и воздуха,
поддерживается чистота и порядок, соблюдается график проветривания и уборки.
4.4
Обеспеченность программы методическими материалами и средствами
обучения воспитанников
Методический материал:
Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду. – СПБ.: «ДетствоПресс», 2010. – 80 с.
Тимофеева Е.Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с
детьми дошкольного возраста. – 2-е изд. – СПб.: КОРОНА – Век. 2010.- 128с.
Рыбак М. В. Раз, два, три, плыви…: метод. пособие для дошк. образоват. Учреждений /
22
(Рыбак М. В., Глушкова Г. В., Поташова Г. Н.), - М.: Обруч, 2012. - 208с.
Чеменева А.А., Столмакова Т. В. Система обучения плаванию детей дошкольного
возраста: учебно-методическое пособие/ Под ред. А. А. Чеменевой. – 2-е изд., перераб. – СПб.:
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. – 288с.
4.5
Кадровые условия реализации программы
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебновспомогательными,
административно- хозяйственными работниками ГБДОУ.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует
квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном
справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.
4.6
Примерный режим и распорядок дня
Режим дня, включающий образовательную деятельность по обучению плаванию,
предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение
общеобразовательной деятельности, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурнооздоровительной и воспитательной работы.
Обучение плаванию проходит в форме подгрупповой образовательной деятельности по
установленному расписанию.
Санитарно-гигиенические условия проведения занятий по обучению плаванию включают
следующее:
освещенные и проветриваемые помещения;
текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования
контролируется Роспотребнадзором.
4.7. Обеспечение безопасности ОД по плаванию
До начала организации плавания в бассейне воспитанники знакомятся с правилами
поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые знают меры по оказанию помощи на
воде и в любую минуту быть готовыми помочь воспитанникам.
Обеспечение безопасности при организации плавания с воспитанниками дошкольного
возраста включает следующие правила:
образовательную деятельность по обучению плаванию проводить в местах,
полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены;
не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и
ныряния;
не разрешать воспитанникам толкать друг друга и погружать с головой в
воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко
кричать, звать на помощь, когда она не требуется;
не проводить образовательную деятельность по обучению плаванию с
группами, превышающими 12 человек;
допускать воспитанников к образовательной деятельности только с
разрешения врача;
приучать воспитанников выходить из воды по неотложной необходимости
только с разрешения инструктора;
проводить поименно перекличку воспитанников до входа в воду и после
выхода из нее;
научить воспитанников пользоваться спасательными средствами;
во время образовательной деятельности внимательно наблюдать за
воспитанниками, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае
23
необходимости быстро оказать помощь ребенку;
обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении
образовательной деятельности по обучению плаванию;
не проводить образовательную деятельность по обучению плаванию раньше,
чем через 40 минут после еды;
при появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение
губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться;
соблюдать методическую последовательность обучения;
знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и
плавательную подготовку каждого ребенка;
не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения
плавательной дистанции;
добиваться сознательного выполнения воспитанников правил обеспечения
безопасности, образовательной деятельности по обучению плаванию.
Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие
правила поведения в бассейне:
внимательно слушать задание и выполнять его;
входить в воду только по разрешению инструктора;
спускаться по лестнице спиной к воде;
не стоять без движений в воде;
не мешать друг другу, окунаться;
не наталкиваться друг на друга;
не кричать;
не звать нарочно на помощь;
не топить друг друга;
не бегать в помещении бассейна;
проситься выйти по необходимости;
выходить быстро по команде инструктора.
4.8. Календарный план воспитательной работы по физическому развитию
(обучение плаванию)
Период
Название
Возраст
Форма деятельности
Ноябрь
«Веселый дельфин»
3-5
Досуг на воде
Декабрь
«Зимние забавы»
3-5
Развлечение на воде
Февраль
«По морям по волнам» 3-5
Праздник на воде
Апрель
«Плавание
–это
3-5
Тематический досуг на
сила
и
воде
здоровье»
Октябрь
«Если хочешь быть
5-7
Развлечение на воде
здоров»
Декабрь
«Снежный бум»
5-7
Развлечение на воде
Февраль
«Бравые моряки»
5-7
Спортивный
праздник
на воде
Апрель
«Космический полет»
5-7
24
Досуг на воде