Рабочая программа инструктора по физической культуре на 2025-2026 уч.г. к Образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ 35. Возраст обучающихся от 5 до 7 (8) лет

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35
комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА
решением Педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 35
Фрунзенского района СПб
протокол от 27.08.2025 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА
заведующим ГБДОУ детский сад № 35
Фрунзенского района СПб
___________ Симанковой И.В.
Приказом от 27.08. 2025 г. № 54-ПС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
инструктора по физической культуре
к Образовательной программе дошкольного образования, адаптированной
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
( с тяжелыми нарушениями речи)
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
№ 35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
«Физическое развитие. Обучение плаванию» (ТНР)
по освоению воспитанниками 5 – 7 (8) лет

Разработчик:
Белашова М.А.
Инструктор по физической культуре

Санкт- Петербург,
2025

2

1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.5.1.
2.5.2.
2.5.4.
2.6.
2.6.1.
2.6.2.

Содержание
3
Общие положения
5
Целевой раздел
Пояснительная записка
5
Цель Программы
5
Задачи реализации программы
5
Принципы и подходы к формированию и реализации Программы
6
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 7
Возрастные особенности воспитанников ГБДОУ
7
Индивидуальные особенности воспитанников ГБДОУ
10
Климатические условия
10
Планируемые результаты реализации Программы
10
Планируемые результаты к шести годам
11
Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы 11
(к концу дошкольного возраста)

2.7.
3.
3.1.
3.2.

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов 11
Содержательный раздел Программы
Особенности образовательной деятельности по обучению плаванию 12
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации
16
Программы

3.3.
3.4.

Способы и направления поддержки детской инициативы
15
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями 17
обучающихся

3.4.1.
3.4.2.
3.5.
4.
4.1.
4.2.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Календарный план взаимодействия с семьями воспитанников
Направления и задачи коррекционно-развивающей работы
Организационный раздел Программы
Психолого-педагогические условия реализации Программы
Особенности организации развивающей предметнопространственной среды

4.3.

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность 23
методическими материалами и средствами обучения и воспитания

4.4.

Обеспеченность программы методическими материалами и
средствами обучения воспитанников

23

4.5.
4.6.
4.7.
4.8.

Кадровые условия реализации Программы
Примерный режим и распорядок дня
Обеспечение безопасности ОД по плаванию
Календарный план воспитательной работы по физическому
развитию (обучение плаванию)

24
24
25
26

18
18
18
20
21

1.Общие положения
1. Рабочая программа «Физическое развитие. Обучение плаванию»
разработана в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования,
адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлым
нарушением речи) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее –
Программа) и направлена на реализацию содержания образовательной области «физическое
развитие (обучение плаванию)».
Программа определяет комплекс основных характеристик по обучению плаванию
воспитанников с тяжёлым нарушением речи от 5 до 7 (8) лет (объём, содержание и
планируемые результаты) и организационно – педагогические условия образовательной
деятельности по обучению плаванию.
2. Рабочая программа позволяет реализовать несколько основополагающих
функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина
Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной
идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее
- ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно- нравственным и
социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как
знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства
воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную
организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям)
равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
3. Программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и
содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность и планируемые результаты освоения образовательной
программы. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования1 (далее - ФГОС ДО) и
федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП
ДО).
4. В Программе содержатся целевой, содержательный и организационный
разделы.
5. В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы её
формирования; планируемые результаты освоения Программы в дошкольном
возрасте, а также на этапе завершения освоения Программы; подходы к
педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
6. Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание
образовательной деятельности по физическому развитию (обучение плаванию). В нем
представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и способов
поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с
семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы
(далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными
потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
7. Организационный раздел Программы включает описание психологопедагогических и кадровых условий реализации Программы; организации
развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ГБДОУ;

2

материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания.
В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах,
календарный план воспитательной работы.
8. Реализация Программы, направленная на обучение и воспитание,
предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает
взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с
учётом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.
2 Целевой раздел
2.1 Пояснительная записка
Программа определяет комплекс основных характеристик по обучению плаванию
воспитанников дошкольного возраста от 5 до 7 (8) лет (объём, содержание и планируемые
результаты) и организационно – педагогические условия образовательной деятельности по
обучению плаванию.
Программа реализуется в дошкольных группах ГБДОУ с учетом продолжительности
пребывания воспитанников 5–7 (8 лет) лет.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русском.
2.2 Цель Программы
Закаливание и укрепление детского организма; обучение воспитанников дошкольного возраста
плаванию; создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление
опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем),
воспитание привычки к здоровому образу жизни; охрана и укрепление физического и
психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
2.3 Задачи реализации Программы
5-7 лет
1. Формировать у дошкольников навыки плавания (уверенно чувствовать
себя в воде, держаться на поверхности воды, плыть от 7 -15 м). Преодолевать страх
перед новой водной средой. Научить управлять своим физическим и психическим
состоянием в период адаптации в водной среде.
2. Вовлекать родителей в активную работу по закаливанию и оздоровлению
детей в совместной деятельности с педагогами. Создавать благоприятный
эмоционально – психологический микроклимат на занятиях плаванию и закаливанию.
3. Формировать знания о видах и способах плавания. Об оздоровительном
воздействии плавания на организм. Воспитывать бережное отношение к своему
здоровью.
4. Содействовать приобретению двигательного опыта воспитанников по
плаванию, повышению уровня ежедневной двигательной активности, становлению
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
5. Развивать двигательные качества и способности дошкольников:
ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость через обучение плаванию.
6. Создавать условия для формирования опорно-двигательной системы
организма, выполнения основных движений в воде (погружение, всплывание,
скольжение, ныряние, овладение плавательными навыками), овладения подвижными
играми, правилами на воде.
7. Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни,
овладению его элементарными нормами и правилами на водоёмах и в бассейне
(двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2

2.4 Принципы и подходы к формированию и реализации Программы
В соответствии с ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:
(п.10.3.ФАОП ДО)
1. Поддержка разнообразия детства.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека.
3. Позитивная социализация ребенка.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
педагогических работников и родителей (законных представителей), педагогических и
иных работников ДОО) и обучающихся.
5. Содействие и сотрудничество обучающихся и педагогических работников,
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений.
6. Сотрудничество ГБДОУ с семьей.
7. Возрастная адекватность образования. Данный принцип предполагает
подбор образовательными организациями содержания и методов дошкольного
образования в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Специфические принципы и подходы к формированию Программы для обучающихся с
ТНР: ( п.10.3.3 ФАОП ДО)
1. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование
обучающихся: ДОО устанавливает партнерские отношения не только с семьями
обучающихся, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать
удовлетворению особых образова- тельных потребностей обучающихся с ТНР, оказанию
психолого-педагогической и (или) медицинской поддержки в случае необходимости (Центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).
2. Индивидуализация образовательных программ дошкольного образования
обучающихся с ТНР: предполагает такое построение образовательной деятельности, которое
открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса и учитывает его
интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
3. Развивающее вариативное образование: принцип предполагает, что содержание
обра- зования предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального
и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и
скры- тых возможностей ребенка.
4. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей: в
соответствии с ФГОС ДО Программа предполагает всестороннее социально коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое и физическое
развитие обучающихся посредством различных видов детской активности. Деление
Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область
осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных
предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные
взаимосвязи: познавательное развитие обучающихся с ТНР тесно связано с речевым и
социально-коммуникативным, художественно - эстетическое - с познавательным и речевым.
Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано с другими
областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям
развития обучающихся с ТНР дошкольного возраста;
5. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей Программы: ФГОС ДО и Программа задают инвариантные ценности и
ориентиры, с учетом которых ГБДОУ должна разработать свою адаптированную
образовательную про- грамму. При этом за ГБДОУ остаётся право выбора способов их
достижения, выбора образовательных программ, учитывающих разнородность состава групп

2

обучающихся, их психофизических особенностей, запросов родителей (законных
представителей).
2.5 Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики
2.5.1 Возрастные особенности воспитанников ГБДОУ с ТНР

Характеристика возрастных особенностей развития воспитанников необходима для правильной
организации образовательной деятельности, как в условиях семьи, так и в условиях
дошкольного образовательного учреждения.
Шестой год жизни
Шестой год жизни ребёнка характеризуется замедлением скорости роста тела. Тело растёт
неравномерно – длина ног и верхней части тела
растёт медленно, а скорость роста длины рук и диаметра тела увеличивается. Развитие опорнодвигательной системы ребёнка ещё не завершено (скелет, суставно-связочный аппарат,
мускулатура).
Позвоночный столб ребёнка шестого года жизни чувствителен к деформирующим
воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, связок.
При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом
поднятии ребёнком тяжестей, нарушается осанка. У ребёнка преобладает тонус мышц –
разгибателей, что не даёт возможности при длинном статическом положении долго удерживать
спину прямой. Сердечно – сосудистая система ещё не достигает полного развития. Общее
физическое развитие и динамика функциональной зрелости системы дыхания идёт
неравномерно. У дошкольников возрастает осознанность освоения более сложных основных
движений. Это позволяет повысить требования к качеству их выполнения, больше внимания
уделять развитию физических и морально – волевых качеств (быстрота, ловкость,
выносливость, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на
помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливым и внимательным
друг к другу).
К старшей группе воспитанники хорошо передвигаются в воде.
Продолжается закрепление основных навыков плавания.
Седьмой год жизни
Седьмой год жизни ребёнка характеризуется продолжением активного формирования осанки и
свода стопы. Так как костная ткань богата органическими элементами, то скелет старших
дошкольников всё ещё эластичен и подвержен деформации. Это может стать причиной травм
не только конечностей, но и позвоночника. К семи годам у ребёнка хорошо развиты крупные
мышцы туловища и конечностей, но по - прежнему слабы мелкие мышцы. У детей ярко
выражен грудной тип дыхания. Лёгочная ткань имеет большое количество лимфатических
сосудов и респираторных бронхиол, поэтому для воспитанников этого возраста характерны
болезни, связанные с воспалительными процессами в лёгких.
Резервные возможности сердечно – сосудистой и дыхательной системы у дошкольников
достаточно высоки. Динамика нервной системы облегчает освоение движений, физических
упражнений, улучшается качество двигательной деятельности дошкольников. Движения
ребёнка становятся более координированными и точными. Основой проявления двигательной
деятельности является развитие устойчивого равновесия.
В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля.
Дошкольники проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат.
Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у
воспитанников
потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность,
инициативу в освоении новых видов движений.
В подготовительной к школе группе завершается обучение в детском саду. Но это не означает,
что воспитанники полностью овладевают технически правильными способами плавания.
Большинство из них осваивает плавание кролем на груди и на спине в общих чертах. Их

2

движения еще недостаточно слитны и точны, наблюдается нарушение ритма. Конечной целью
не является обучение спортивному плаванию. Воспитанники должны освоиться с водой,
преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания. Главное необходимо научить
маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых
разнообразных упражнениях, заложив прочную основу для дальнейших занятий, выработать
привычку к навыкам здорового образа жизни. На этом этапе продолжается усвоение и
совершенствование плавательных движений. В играх и упражнениях воспитывается
самостоятельность, организованность, решительность, уверенность в своих силах,
инициативность, умение творчески использовать приобретенные навыки.
Особенности развития детей с ТНР
Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с нарушениями всех
компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.
Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например снижение внятности речи,
другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах
звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за
собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные
нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые
нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию.
Психологические особенности детей с ТНР
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной,
интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической
деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой
сферы личности, межличностных отношений.
Особенности развития восприятия:
Слухового-нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания.
Зрительного-бедность и недеференцированность зрительных представлений. Нарушение
операции синтеза при складывании картинки из частей.
Пространственного-нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации
понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».
Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. Так, нарушение функции
речедвигательного анализатора при ринолалии отрицательно влияет на слуховое восприятие
фонем, что проявляется в нарушении фонематического слуха. ОНР - основные препятствия в
овладении грамотным чтением и письмом. Наиболее грубые нарушения слухового восприятия
наблюдаются при сенсорной алалии. В некоторых случаях ребёнок совсем не понимает речь
окружающих, не реагирует даже на собственное имя, не дифференцирует звуки речи, шумы
неречевого характера. Необходимое условие для обучения детей грамоте — развитие
зрительного восприятия, которое у детей с ТНР отстаёт от нормы и характеризуется рядом
особенностей.
Для них типично нарушение буквенного гнозиса, проявляющееся в трудностях узнавания
сходных графических букв, изображённых пунктирно, в условиях наложения, зашумления и т.
д., характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие
понимания слов, имеющее совсем другую природу, чем при сенсорной алалии.
Особенности развития памяти:
-Отмечается снижение продуктивности запоминания;
-Характерно долгое запоминание и быстрое забывание;
-Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы;
-Объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов);
-Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания.
Структура расстройства памяти зависит от формы речевого нарушения. Так, у детей с
ринолалией зрительная память развита лучше, чем слуховая. Однако по сравнению с нормально
говорящими они хуже запоминают слова и предметы, у них значительно снижено логическое

2

запоминание. Дети с дизартрией иногда обнаруживают более низкие результаты зрительной
памяти, чем слуховой, что связано с выраженными нарушениями зрительного восприятия,
слабостью пространственных представлений. Это особенно проявляется при запоминании
серии геометрических фигур. Следует отметить, что уровень памяти, особенно слуховой,
снижается с понижением уровня речевого развития.
Особенности внимания детей с ТНР:
-неустойчивость
-трудности переключения и распределения
-трудности в планировании и контроле своих действий
-трудности сосредоточения на вербальном материале
Так, у детей с дизартрией вследствие повышенной возбудимости наблюдаются неспособность к
длительному напряжению, утомляемость, особенно при интеллектуальной деятельности.
Низкий уровень произвольного внимания обнаруживается у детей с моторной алалией. При
этом страдают все основные звенья деятельности: инструкция воспринимается неточно,
фрагментарно; задания выполняются с ошибками, которые не всегда самостоятельно
замечаются и устраняются детьми; нарушаются все виды контроля за деятельностью
(упреждающего, текущего, последующего). Причём наиболее страдают упреждающий
(связанный с анализом условия задания) и текущий (в процессе выполнения задания) виды
контроля.
Особенности развития мышления:
-с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением;
-вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности;
-характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов;
Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно действенное и наглядно - образное мышление. Задержано формирование словесно –
логического мышления, что проявляется в трудностях установления сходства и различия между
предметами, несформированности многих обобщающих понятий, в трудностях классификации
предметов по существенным признакам.
Особенности эмоционально –волевой сферы:
-эмоциональная незрелость;
-трудности произвольного поведения;
-зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению;
-нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации
общения, негативизм;
-заниженная самооценка;
-повышенная обидчивость, ранимость;
-тревожность;
-агрессивное поведение разной степени выраженности.
ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические
особенности эмоционально - волевой сферы. У детей с ринолалией нарушение речи
способствует развитию таких качеств личности, как застенчивость, нерешительность,
замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности. У детей с дизартрией
эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной
возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности,
двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены,
пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.
Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у
некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологические и
патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в себе,
обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются
в себе. Дети с моторной алалией весьма разнородны по особенностям эмоционально - волевой
сферы. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности,

2

неуверенность в себе, речевой негативизм. Менее малочисленной является группа детей,
которым свойственна повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда
продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего
языкового расстройства.
2.5.3Индивидуальные особенности воспитанников ГБДОУ
Программа по плаванию реализуется в группах начиная с 1.6 лет.
Группы общеразвивающие
Старшая группа ТНР

Возраст детей, лет
5-6

Подготовительная группа ТНР 6-7

Количество групп Количество детей
1
13
2

18

2.5.3.Климатические условия
Учитывая климатические и природные особенности г. Санкт- Петербурга (образовательная
деятельность, далее ОД) по обучению плаванию воспитанников дошкольного возраста
проводится один раз в неделю, в течении учебного года с октября по май (во время
отопительного сезона). До начала и После окончания отопительного сезона занятия в воде не
проводятся, образовательная деятельность планируется на суше.
Особые образовательные потребности детей с ТНР
Доступное и качественное образование детей дошкольного возраста с ТНР достигается
через удовлетворение следующих образовательных потребностей:
- реализация адаптированной основной образовательной программы;
- коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
- охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в том числе их
эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в
период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого
потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и
миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоя- тельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям детей с ТНР;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и
начального общего образования.
2.5 Планируемые результаты реализации программы
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО

2

делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения программы
представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного
возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.
Обозначенные в программе возрастные ориентиры имеют условный характер, что
предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребёнком планируемых
результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом
психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических
периодов. По этой причине ребёнок может продемонстрировать обозначенные в планируемых
результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных
ориентиров.
Степень выраженности возрастных характеристик возможных достижений может различаться у
детей одного возраста по причине высокой индивидуализации их психического развития и
разных стартовых условий освоения программы. Обозначенные различия не должны быть
констатированы как трудности ребёнка в освоении программы и не подразумевают его
включения в соответствующую целевую группу.
2.5.1
Планируемые результаты к шести годам
ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя
гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на
сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих;
ребенок обучается плаванию определенным способом;
ребенок умеет проплыть 10-15м на мелкой воде, сохраняя в основном согласованность
движения рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.
2.5.2
Планируемые результаты на этапе завершения освоения
программы (к концу дошкольного возраста)
у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно- волевые качества;
ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать
свои движения и управлять ими;
ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;
ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной
деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его;
ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и
здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям;
ребенок продолжает усвоение и совершенствование техники способа плавания;
ребенок приобретает умение плавать на глубокой воде.
Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
1. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов
направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов,
предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику
развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные
образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно
вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной
деятельности.
2. Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения
определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы может
проводиться оценка индивидуального развития детей4, которая осуществляется
педагогом в рамках педагогической диагностики. Вопрос о её проведении для
получения информации о динамике возрастного развития ребёнка и успешности
освоения им Программы, формах организации и методах решается непосредственно
2.6

2

ДОО.

3. Специфика педагогической диагностики достижения планируемых
образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС
ДО: планируемые результаты освоения федеральной образовательной программы заданы как
целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные, возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства;
целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации обучающихся.
Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку
индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется
эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование.
4. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
- оптимизации работы с группой детей.
5. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение.
Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка.
Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных
этапах дошкольного детства.
Наблюдая за ребёнком, инструктор обращает внимание на частоту проявления каждого
показателя. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости
показателя.
6. Результаты освоения воспитанниками рабочей программы
заносятся в протокол обследования :
«+»
показатель
сформирован,
наблюдается
в
самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности со
взрослыми;
«0» - показатель в стадии формирования, проявляется неустойчиво, чаще при создании
специальных ситуаций, провоцирующих его проявление;
«-» - показатель не сформирован, не проявляется ни в одной из ситуаций;
Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в
развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать
образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и его
потребностей.
Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что
позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности,
уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и другое.
3.Содержательный раздел программы
3.1.Особенности образовательной деятельности по обучению плаванию
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в
процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, развитие двигательной деятельности по
плаванию требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её
осуществления.

2

Особенностью организации образовательной двигательной деятельности по обучению
плаванию является ситуационный подход. Основной единицей образовательной деятельности
выступает образовательная ситуация - такая форма совместной деятельности инструктора по
физической культуре и воспитанников, которая планируется и целенаправленно организуется
инструктором с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.
Образовательные ситуации организуются в процессе образовательной деятельности по
обучению плаванию (занятие), требования к проведению которой согласуются с
положениями действующих СанПиН. Главными задачами таких образовательных ситуаций
является формирование у воспитанников новых умений и навыков в двигательной деятельности
по обучению плаванию. Создаются разнообразные образовательные ситуации, побуждающие
воспитанников применять свои знания и умения.
Организованные инструктором
образовательные ситуации ставят воспитанников перед необходимостью понять, принять и
разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды
наглядности, в том числе схемы основных видов движений. Назначение образовательных
ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта воспитанников: в
освоении новых, более эффективных способов деятельности.
Образовательные ситуации также организуются в процессе:
- подвижных игр и игровых упражнений на воде — оптимальная основа
для физического, личностного и интеллектуального развития ребёнка. Подвижные
игры и игровые упражнения классифицируются по разным
параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребёнка в игре (игры с малой, средней,
большой подвижностью). По видам движений (игры с бегом, на задержку дыхания,
скольжением, нырянием, всплыванием и т. д.), по содержанию. К подвижным играм с
правилами и игровым упражнениям относятся сюжетные и несюжетные игры и упражнения, в
которых воспитанники упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках,
плавании, нырянии, всплывании, скольжении, задержке дыхания и т. д.
- трудовых поручений (расстановка спортивного инвентаря в бассейне, во
время и после выполнения двигательной деятельности по обучению плаванию);
- самообслуживания (самостоятельно раздеваться, принимать душ перед
занятием – мыть тело, пользуясь мочалкой и мылом, после занятия растираться
полотенцем, быстро одеваться, высушивать волосы).
- бесед с воспитанниками о правилах безопасности на суше и вводе
(бассейн);
- индивидуальной работы с воспитанниками.
От 5 до 6 лет
Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития (обучение
плаванию):
- Формирование гигиенических навыков. учить самостоятельно,
готовиться к занятию (раздеться, приготовить вещи для душа), самостоятельно
мыться под душем (пользоваться мочалкой, мылом), помогать друг другу. После
занятия растереть полотенцем тело, высушить волосы, аккуратно одеться.
- Развитие двигательных умений и навыков: учить свободно,
передвигаться в воде, использовать все виды ходьбы, бега, прыжков; учить делать
руками гребковые движения, (пальцы плотно сжаты), выполнять руками круговые
движения вперёд и назад.
- Погружение: учить свободно, погружаться в воду, открывая при этом
глаза и рассматривая предметы на дне, погружаться в воду, обхватывая колени и
всплывать.
- Скольжение: учить детей ложиться на воду, задерживая дыхание,
скользить на груди и спине. Отрабатывать движения ногами, как при
плавании стилем «Кроль». Учить скольжению с доской, работая ногами в стиле «Кроль», держа

2

лицо на поверхности воды, в воде; выполнять скольжение без предметов на груди, с поворотом
туловища.
- Дыхание: учить воспитанников делать полный выдох в воду, делать вдох,
приподнимая голову над водой так, чтобы рот был чуть выше поверхности воды;
делать выдох через рот и нос, а вдох через рот. Учить выдыхать постепенно носом.
Начать обучение дыханию с поворотом головы: лицо в сторону – вдох, лицо в воду –
выдох.
- Развитие и воспитание физических качеств: продолжать развивать силу,
быстроту, выносливость; воспитывать смелость целеустремлённость, выдержку.
- Правила поведения: учить быть внимательным при выполнении
упражнений, не мешать товарищам; не толкаться в воде и не нырять навстречу друг
другу; вовремя убирать игрушки и предметы после использования на своё место.
Содержание образовательной области
- Упражнения в ходьбе и беге: использовать все виды ходьбы (в т. ч. в виде
соревнования), бег с работой рук (делать гребковые движения, пальцы плотно сжаты),
бегать спиной вперёд с работой рук круговыми движениями назад.
- Упражнения в прыжках: «Кто выше?» - выпрыгивание из воды с
последующим погружением с головой, руки на поясе; «Кто быстрее?» - прыжки на
двух ногах до противоположного борта.
- Упражнения на погружение под воду и дыхание: «Водолазы» - ныряние с
доставанием предметов со дна бассейна, выдох делать в воду.
«Насос» - стоя друг против друга и держась за руки, попеременно глубоко погружаться, делая
выдох в воду. «Сосчитай пальцы» - дети ныряют, открывают глаза под водой и считают пальцы
на руках товарища. «Достань дно руками» - погружение с доставанием дна руками. «Покажи
пятки» - погружение с отрыванием ног от дна. «Поплавок» - погрузиться в воду, обхватить
руками колени, прижать их к груди, оторвать ноги от дна и подождать, пока вода не поднимет
тело к поверхности.
- Упражнения на скольжение: встать лицом к бортику, отойти на 3-4 шага
назад и постараться допрыгнуть до бортика, вытянув вперёд руки, с минимальным
скольжением; «Стрела» - сделать глубокий вдох, одной ногой упереться в бортик, и,
оттолкнувшись, проскользить по поверхности воды, опустив лицо в воду, вытянув
прямые руки и ноги ( то же, но лёжа на спине);
«Медуза» - ноги и руки на ширине плеч, плавно лечь на воду, опустить лицо в воду, спокойно
лежать, расслабив тело; «Звезда» - то же, что и «Медуза», только руки и ноги не «висят» в
расслабленном виде, а натянуты, как лучики звезды; «Звезда» на спине – то же, только
лёжа на спине; «Торпеда» сначала выполнять упражнение на месте: взяться руками за поручень, лечь на воду, опустив
лицо, и работать ногами, как при плавании способом «Кроль» на груди, затем выполнять то же,
не держась руками за поручень, а вытянув прямые руки в сторону противоположного борта;
«Торпеда» на спине – сначала отработать движения ногами: сесть на дно на глубине 40 см, руки
в упоре сзади, приподнять ноги и работать ими, как при плавании способом
«Кроль» на спине, затем выполнять упражнение, лёжа на спине с доской в вытянутых над
головой руках, затем без доски; «Винт» - выполняя упражнение «Стрела» перевернуться с
груди на спину и снова на грудь.
- Игры: «Футбол» («Вратарь»), «Буксир», «Плавающие стрелы»,
«Дружные ребята», «Вода кипит» («Общее дыхание»), «Медузы», «Рекорд» («Кто выше?»,
«Кто быстрее?»), «Торпеды», «Поезд в туннель», «Передай предмет под водой», «Водолазы»,
«Насос», «Спасатели», «Винт».
От 6 до 7 лет

2

Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития (обучение
плаванию):
- Формирование гигиенических навыков: продолжать учить чётко,
выполнять все правила личной гигиены: принимать душ перед занятием – мыть тело
быстро и тщательно, пользуясь мочалкой и мылом, после занятия растираться
полотенцем, быстро одеваться, высушивать волосы.
- Развитие двигательных умений и навыков: продолжать учить свободно,
передвигаться в воде, сочетая разновидности ходьбы, бега, прыжков, усложняя их,
увеличивая нагрузку. Учить скользить по воде без помощи ног на спине и на груди с
задержкой дыхания, с работой ног на груди и на спине; учить скользить на груди и на
спине, вытянув одну руку над головой, другую прижав к туловищу, обе руки прижав к
туловищу, обе руки вытянув над головой; учить скользить на спине, вытянув руки над
головой и из этого положения переворачиваться на грудь. Учить согласованно,
работать руками и ногами, плавать с задержкой дыхания; учить плавать способом
«Кроль» на груди и спине, отрабатывать ритмичное дыхание при плавании на груди:
короткий энергичный вдох, повернув лицо в сторону и приподняв над поверхностью
воды, и более длительный полный выдох.
- Воспитание физических качеств развивать силу, выносливость, ловкость,
воспитывать смелость, настойчивость, решительность.
Содержание образовательной области
- Передвижение в воде: все виды ходьбы, бега, прыжков с введением
элементов соревнования.
- Скольжение: на груди и на спине, вытянув тело (упражнение
«Стрела»); скольжение на груди – одна рука вытянута над головой, другая прижата к
туловищу, обе руки вытянуты над головой; скольжение на спине,
аналогично скольжению на груди; переворот во время скольжения с груди на спину и наоборот,
вправо и влево.
- Отработка дыхания: ходьба по бассейну в наклонном положении, работая
руками и выдыхая в воду; держась за поручень руками, работать ногами, как при
плавании способом «Кроль» на груди, опуская при этом лицо в воду и делая
медленный полный выдох и поднимая его над водой – вдох; держась прямыми руками
за поручень, работать ногами, как при плавании способом «Кроль» на груди, при этом
держа голову в воде и для вдоха поворачивая её вправо (влево); держась одной рукой
за поручень, прижав другую к туловищу, голову для вдоха поворачивать в сторону
прижатой руки, затем поменять положение рук.
Выполнение вдоха и выдоха с различным положением рук: одна рука вытянута над головой,
другая прижата к туловищу, обе руки прижаты к туловищу, ноги работают, как при плавании
способом «Кроль» на груди.
Выполнение вдоха и выдоха при скольжении на спине с различным положением рук
(аналогично скольжению на груди), ноги при этом работают в стиле «Кроль».
Скольжение на груди с задержкой дыхания: одна рука вытянута над головой, другая выполняет
гребковые движения; скольжение на груди с выполнением вдоха-выдоха, работая одной рукой
и ногам в стиле «Кроль».
- Плавание: ходьба с наклоном вперёд, правя (левая) рука на колене, левая
(правая) над головой, сделать вдох, опустить голову в воду и сделать выдох,
одновременно происходит смена рук гребковыми движениями. Скольжение на спине,
руки прижаты к туловищу, затем, подняв их вверх, опустить на уровне плеч в воду и
выполнить гребок; то же с работой ног. Плавание способом «Кроль» на груди с
задержкой дыхания. Плавание способом «Кроль» на груди, ритмично дыша. Плавание
способом» Кроль» на спине, ритмично дыша.
- Игры и игровые упражнения: «Насос», «Буксир», «Перестрелка»,
«Плавучие стрелы», «Большая морская звезда», «Тюльпан», «Неваляшка»,

2

«С письмом вплавь», «Торпеды», «Водолазы», «Ручеёк», «Лабиринты» (большая часть игр
проводится с элементами соревнования).
-Упражнения комплексов гидроаэробики в воде у бортика и без опоры.
3.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
При реализации Программы инструктор по физической культуре:
- выбирает формы, способы, методы и средства реализации программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- продумывает содержание и организацию непрерывной образовательной
деятельности с дошкольниками, условия эмоционального благополучия и развития
каждого ребенка;
- определяет единые для всех дошкольников правила сосуществования
детского общества, включающие равенство прав, взаимную доброжелательность и
внимание друг к другу, готовность прийти на помощь, поддержать;
- соблюдает гуманистические принципы педагогического сопровождения
развития дошкольников, в числе которых забота, теплое отношение, интерес к
каждому ребенку, поддержка и установка на успех, развитие детской
самостоятельности, инициативы;
- осуществляет развивающее взаимодействие с воспитанниками, основанное
на современных педагогических позициях: «Давай сделаем это вместе»; «Посмотри,
как я это делаю»; «Научи меня, помоги мне сделать это»;
- сочетает
совместную
с ребенком
деятельность
(игры,
труд, наблюдения и пр.) и самостоятельную деятельность воспитанников;
- создает развивающую предметно-пространственную среду;
- наблюдает, как развиваются самостоятельность каждого ребенка и
взаимоотношения воспитанников;
- сотрудничает
с родителями,
совместно
с ними решая
задачи воспитания и развития воспитанников.
Формы реализации Программы
Образовательная деятельность по обучению плаванию по рабочей программе
осуществляется в форме:
- занятий (образовательной деятельности);
- развлечений, досугов, праздников на воде;
- взаимодействие с семьями детей по реализации программы.
Средства реализации программы
демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и
искусственные;
реальные и виртуальные.
Средства,
указанные в программе, используются для развития следующих видов
деятельности детей:
- двигательные - занятия плаванием (оборудование для обучения плаванию);
- игровые (игры, игрушки, игровое оборудование и другое);
- предметные (образные и дидактические игрушки, реальные предметы и
другое);
коммуникативные (дидактический материал, предметы,
игрушки, видеофильмы и другое);
3.3
Способы и направления поддержки детской инициативы
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной игровой, двигательной

2

деятельности по плаванию по выбору и интересам. Возможность играть, двигаться в
соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального
благополучия ребенка на занятиях по обучению плаванию.
На занятиях по обучению плаванию могут осуществляться следующие формы самостоятельной
инициативной деятельности:
- самостоятельные игры и игровые упражнения;
- самостоятельное («свободное») плавание.
В развитии детской инициативы и самостоятельности важно соблюдать ряд общих требований:
- развивать активный интерес воспитанников к стремлению получения
новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие воспитанников
к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте.
Постепенно выдвигать перед воспитанниками более сложные задачи, требующие
сообразительности, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
- тренировать волю воспитанников, поддерживать желание преодолевать
трудности, доводить начатое дело до конца;
- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
Необходимо своевременно обратить особое внимание на воспитанников, постоянно
проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не
завершать работу;
- «дозировать» помощь воспитанников. Если ситуация подобна той, в
которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки,
достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в
аналогичном случае. Большинство педагогов дошкольных образовательных
учреждений очень чутко относятся к воспитанникам и поддерживают их
эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в
готовность выполнить задание за ребенка, будь то формулировка замысла или поиск
возможных способов решения проблемы;
- поддерживать у воспитанников чувство гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого
ребенка, побуждать к проявлению инициативы.
3.4 Особенности взаимодействия педагога с семьями обучающихся
Задачи:
- Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в
информационных Центрах для родителей, на родительских собраниях, в личных
беседах, информационных родительских чатах, рекомендуя соответствующую
литературу, через сайт ГБДОУ № 40) необходимость создания в семье предпосылок
для полноценного физического развития по обучению плаванию ребенка.
- Объяснять родителям, как образ семьи воздействует на здоровье ребенка.
- Помогать родителям, укреплять и сохранять физическое и психическое
здоровье ребенка.
Представлять опыт работы проводимых оздоровительных мероприятий, с
дошкольниками в детском саду.
- Разъяснять важность посещений дошкольниками секций по плаванию,
студий, ориентированных на оздоровление дошкольников.
- Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного
отношения к плаванию.
- Знакомить родителей с основными теоретическими знаниями и с
практикой работы часто болеющих детей и их закаливания.
3.4.1Формы взаимодействия с семьями воспитанников

2

- Изучение условий семейного воспитания через анкетирование и
определение путей улучшения здоровья каждого ребенка.
- Консультации для родителей по использованию приемов и методов
оздоровления (дыхательная гимнастика, физические упражнения, различные виды
закаливания и др.)
- Проведение дней открытых дверей, совместные развлечения с целью
профилактических заболеваний детей.
3.4.2Календарный план взаимодействия с семьями воспитанников.
месяц
Название
Форма проведения
Возрастные группы
сентябрь

«Занятия детей плаванием
в детском саду»

Анкетирование

сентябрь

«Преодоление водобоязни».

Родительское собрание Все группы

декабрь

«Закаливание дошкольников» Индивидуальные
консультации

Все группы

февраль

«Основные
закаливания»

Консультация

Все группы

март
май

«Маленький дельфин»
«Здоровый образ жизни»

Открытое занятие
Анкетирование

Все группы
Все группы

правила

Все группы

3.5 Направления и задачи коррекционно-развивающей работы
Преодоление общего недоразвития речи требует интегрированного подхода, при котором
применяется медикаментозное лечение, система логопедической работы, занятие по коррекции
и развитию психических функций, занятия по формированию общей, мелкой и
артикуляционной моторики, основу коррекционной работы составляет метод сенсорнодвигательной интеграции. Основные виды упражнений, используются на занятии в бассейне
для детей с ТНР направлены на регуляцию мышечного тонуса, статической и динамической
коррекции движений, мелкой и мимической моторики переключаемости движений, воспитания
чувства ритма развитие дыхания, силы глосса, обогащение и активизацию словаря, развитие
понимания речи.
1.
Упражнения на развитие фонационного дыхания.

длинный продолжительный выдох (на воду, на кораблик);

под воду (лицо в воде до носа);

длительный продолжительный выдох с головой («чей выдох будет
дольше, чьи пузыри больше?»).
2. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания.
 удерживать надутым животом, лежа на спине (в нарукавниках и
без), резиновую игрушку на вдохе, на выдохе сдуть живот и игрушка должна
уплыть.
3. Упражнения на развитие силы и высоты голоса (от тихого к
громкому).

«как говорит рыбка?»;

«как квакает лягушка?»;

«как кричат дельфины?»;
(изображая движениями как плавают и как общаются животные).
4. Упражнения на координацию движений и речи.

2




Игра «Медвежонок Умка»;
Игра «Сердитая рыбка»;
5. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса (под
сопровождение музыки или бубна, звуковые ориентиры
свистка).


дети лежат на спине, на шеи, под головой «нудл», или в
нарукавниках, или в кругах. Напрягают мышцы (живота) под счет 1-2-3-4, на счет
5 расслабляют 5-4-3-2-1.

6. Упражнения на развитие ритма.

лежа на спине, на груди с опорой, игрушкой, кругом, в нарукавниках
или
«креслах» и т.д.; под быстрое сопровождение музыки работают сильно, быстро ногами (кроль)
под медленный темп – медленно, без брызг, под водой.

танцы на воде «дискотека»; дети, сначала называют себя морскими
обитателями, и под музыку быстрого ритма, танцуют 15-30с, ритм меняется на
медленный, дети берутся за руки, образуя круг, идут по кругу.
7. Упражнения на развитие произвольного внимания.

2 команды (4+4) вдоль дорожки лицом друг к другу. Инструктор
показывает одной команде упражнение (другая не видит), дети первой команды
повторяют упражнение инструктора детям второй команды, а вторая - выполняют
противоположное действие (вдох-выдох; руки влево- вправо; закрыть правый
глаз-….., поднять левую ногу-…). Если команда ошибается, то выполняет 10
выдохов.
8. Упражнения на развитие мимической моторики.
 стоя, лежа, лить воду из кружки себе на лицо (не морщиться,
улыбаться, открыть рот, сжать губы, надуть щёки, втянуть щёки, открыть глаза
и т.д).
9. Упражнения на развитие мышц мелкой моторики.
а) в статике

сжимаем резиновых рыбок, опускаем под воду, набирая воду, по
сигналу – брызгаем вверх, сопровождая стихами; «Дети рыбками играли, сильно
пальчики сжимали, рыбок в воду опускали посчитали РАЗ, ДВА, ТРИ- кто выше
брызнет посмотри!».
б) в динамике

катаем в ладошках массажный мячик (лежа на спине, на груди, в
согласовании с работой ног, проплывая с мячиком в вытянутых руках).
10. Упражнения на умение работать по схеме. Развитие
внимания последовательности действий в пространстве.

(по предлагаемой схеме выполнить ряд последовательных
движений:
от красного бортика нырнуть за игрушкой -кольцом, найти у синего бортика синие
кольцо,
приплыть на место к красному бортику).

2

пропл

11.Укрепление сводов стоп - профилактика плоскостопия.

плавание в ластах (в основной части занятия, выполняя
разные упражнения, без опоры о дно, при глубине 0.6м).

4

Организационный раздел программы

4.1.Психолого-педагогические условия реализации программы
Успешная реализация Программы обеспечивается следующими психолого-педагогическими
условиями:
- признание детства как уникального периода в становлении человека,
понимание неповторимости личности каждого ребёнка, принятие воспитанника
таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление
уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в
собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника;
- решение образовательных задач с использованием как новых форм
организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная
ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности,
проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и
другое), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий.
При этом занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям,
развивающее их; деятельность, направленная на освоение детьми одной или
нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием
разнообразных педагогически обоснованных форм и методов работы, выбор которых
осуществляется педагогом;
- обеспечение преемственности содержания и форм организации
образовательного процесса в ДОО, в том числе дошкольного и начального общего
уровней образования (опора на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах
развития, изменение форм и методов образовательной работы, ориентация на
стратегический приоритет непрерывного образования
- формирование умения учиться);
- учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического
развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих
возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для
каждого возрастного периода, социальной ситуации развития);
- создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка
образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социальноличностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его
индивидуальности, в которой ребёнок реализует право на свободу выбора
деятельности, партнера, средств и прочее;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
- индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка,
построение его образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей,
основанные на результатах педагогической диагностики (мониторинга);
- оказание ранней коррекционной помощи детям с ООП, в том числе с ОВЗ
на основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов
общения и условий, способствующих получению ДО, социальному развитию этих

2

детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования;
- совершенствование образовательной работы на основе результатов
выявления запросов родительского и профессионального сообщества;
- психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка,
консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения,
воспитания и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья;
- родителей (законных представителей) в процесс реализации
образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии
с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся;
- формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов,
психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей)
обучающихся;
-непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников
образовательных отношений в процессе реализации Программы в ДОО, обеспечение
вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам
родительского и профессионального сообществ;
- взаимодействие с различными социальными институтами (сферы
образования, культуры, физкультуры и спорта, другими социальновоспитательными субъектами открытой образовательной системы), использование форм и
методов взаимодействия, востребованных современной педагогической практикой и семьей,
участие всех сторон взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности;
- использование широких возможностей социальной среды, социума как
дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса её
социализации;
- предоставление информации о Программе семье, заинтересованным лицам,
вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
- обеспечение возможностей для обсуждения Программы, поиска,
использования материалов, обеспечивающих её реализацию, в том числе в
информационной среде.
4.2 Особенности организации развивающей предметно- пространственной
среды
РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие
детей. РППС ДОО выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей,
содержательной и привлекательной для каждого ребёнка деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда бассейна детского сада среда должна
стимулировать физическую активность воспитанников, присущее им желание
совершенствоваться в приобретённых навыках плавания, познавать, побуждать применять свои
умения в ходе игр, игровых упражнений, воспитанники должны иметь возможность
использовать игровое и спортивное оборудование. Водная среда предоставляет условия для:
игрового обучения плаванию, и развития моторных функций, и координации ребёнка.
Водное пространство должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и
предоставлять достаточно места для двигательной активности).
Содержание РППС бассейна:
Плавательный бассейн

2

Раздевалка
Зеркало
шт.

1

Скамейки

шт.

4

Система хранения вещей

шт.

2

шт.

4

Помещение для плавания
Скамейки гимнастические

Коврики резиновые массажные
Дорожки резиновые
Дорожка резиновая для душевой

23

шт
шт.

3
1

шт.

Доски для плавания

шт.

7

Круги для плавания

шт.

10

Нарукавники для плавания

шт.

10

Обручи

шт.

5

Мячи надувные

шт.

7

Набор плавающих игрушек

шт.

2

Набор игровой «рыбалка»

шт.

3

Тонущие игрушки для ныряния

шт.

15

Игрушки-прилипалы

шт.

10

Шарики

шт.

40

Игрушки надувные

шт.

3

шт.

1

шт.

2

Компьютер педагога

шт.

1

Стул педагога

шт.

1

Стол педагога

шт.

1

Термометр для воды
Термометр для воздуха
Рабочее место инструктора по физической культуре

2

Шкаф для одежды

шт.

1

Шкаф для пособий методических

Шт.

1

Аптечка универсальная для оказания первой помощи ( в соответствии с
приказом №822н)

шт.

1

4.3 Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания
В ГБДОУ функционирует детский учебный бассейн ( дети до 7 лет), который расположен в
здании ГБДОУ. Внутренняя отделка- из керамических материалов. Система водоснабжения
чаши– рециркуляторная ( оборотная). Тип-переливной. Максимальное число купающихся
единовременно – 8-10 человек. Возраст купающихся до 7 (8) лет
Параметры бассейна:
 Длинна, m-6,04
 Ширина m-5,84
 Глубина h m--0,6
 Температура воды, град C-31-33
Проход до чащи бассейна покрыт резиновыми ковриками. В бассейне оборудована
раздевальная комната( разделена ширмой для мальчиков и девочек) со шкафчиками для
раздевания и одевания на каждого воспитанника, пол покрыт ковриком.
Душевые, имеющие 3 душа для мытья воспитанников перед началом занятий и после их
окончания, полы покрыты резиновыми ковриками.
Туалетная комната.
Бассейн предназначен для проведения занятий по обучению плаванию детей в возрасте 3 -7 (8)
лет.
Все помещения отвечают педагогическим, санитарно – гигиеническим, лечебнопрофилактическим нормам. В них обеспечена: эффективная вентиляция, достаточная
освещённость всех помещений; благоприятный уровень температуры и воздуха,
поддерживается чистота и порядок, соблюдается график проветривания и уборки.
4.4. Обеспеченность программы методическими материалами и средствами обучения
воспитанников
Методический материал:
Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2010. –
80 с.
Тимофеева Е.Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми
дошкольного возраста. – 2-е изд. – СПб.: КОРОНА – Век. 2010.- 128с.
Рыбак М. В. Раз, два, три, плыви…: метод. пособие для дошк. образоват. Учреждений / (Рыбак
М. В., Глушкова Г. В., Поташова Г. Н.), - М.: Обруч, 2012. - 208с.
Чеменева А.А., Столмакова Т. В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста:
учебно-методическое пособие/ Под ред. А. А. Чеменевой. – 2-е изд., перераб. – СПб.:
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. – 288с.
4.5. Кадровые условия реализации программы
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими,
учебновспомогательными,
административно- хозяйственными работниками ГБДОУ.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников соответствует
квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном

2

справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.
Инструктор по
физической культуре.

Старший воспитатель

Воспитатель

Музыкальный
руководитель
Учитель-логопед

Педагог- психолог

Планирование и проведение занятий
Организация мероприятий с детьми и родителями
Консультационная работа с педагогами и родителями
Координация педагогической деятельности , методическое
сопровождение ,
социокультурное взаимодействие, повышение квалификации и
аттестация, контроль качества образовательной
деятельности по обучению плаванию (в том
Знакомство воспитанников правилами поведения в бассейне,
формирование навыков самообслуживания (раздеваться и
одеваться), проверяет наличие у воспитанников всех плавательных
принадлежностей.
Сопровождает воспитанников в бассейн,
психолого – педагогическое сопровождение, индивидуальная
работа, страховка
воспитанников, обеспечение безопасности детей.
Подбор музыкальных произведений для занятий по обучению
плаванию, праздников и развлечений на воде.
Рекомендации по применению кинезилогических, дыхательных и
логоритмических упражнений для воспитанников с речевыми
нарушениями
Психолого – педагогическое сопровождение образовательной
деятельности с детьми,
взаимодействие с семьями воспитанников, рекомендации по
созданию благоприятного
климата на занятиях по обучению плаванию, обеспечению
индивидуального подхода.

4.6. Примерный режим и распорядок дня
Режим дня, включающий образовательную деятельность по обучению плаванию,
предусматривает достаточное пребывание детей на воздухе, полноценное проведение
общеобразовательной деятельности, приема пищи, сна, всех других форм, физкультурнооздоровительной и воспитательной работы.
Обучение плаванию проходит в форме подгрупповой образовательной деятельности по
установленному расписанию.
Санитарно-гигиенические условия проведения занятий по обучению плаванию включают
следующее:
- освещенные и проветриваемые помещения;
- текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря;
-анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования
контролируется Роспотребнадзором.
4.7. Обеспечение безопасности ОД по плаванию
До начала организации плавания в бассейне воспитанники знакомятся с правилами поведения в
помещении бассейна и на воде. Все взрослые знают меры по оказанию помощи на воде и в
любую минуту быть готовыми помочь воспитанникам.
Обеспечение безопасности при организации плавания с воспитанниками дошкольного возраста

2

включает следующие правила:
- образовательную деятельность по обучению плаванию проводить в местах,
полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены;
- не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и
ныряния;
- не разрешать воспитанникам толкать друг друга и погружать с головой в
воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу,
громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется;
- не проводить образовательную деятельность по обучению плаванию с
группами, превышающими 12 человек;
- допускать воспитанников к образовательной деятельности только с
разрешения врача;
- приучать воспитанников выходить из воды по неотложной необходимости
только с разрешения инструктора;
- проводить поименно перекличку воспитанников до входа в воду и после
выхода из нее;
- научить воспитанников пользоваться спасательными средствами;
- во время образовательной деятельности внимательно наблюдать за
воспитанниками, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым
в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку;
- обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении
образовательной деятельности по обучению плаванию;
- не проводить образовательную деятельность по обучению плаванию
раньше, чем через 40 минут после еды;
- при появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа»,
посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться;
- соблюдать методическую последовательность обучения;
- знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и
плавательную подготовку каждого ребенка;
- не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения
плавательной дистанции;
- добиваться сознательного выполнения воспитанников правил обеспечения
безопасности, образовательной деятельности по обучению плаванию.
Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие
правила поведения в бассейне:
- внимательно слушать задание и выполнять его;
- входить в воду только по разрешению инструктора;
- спускаться по лестнице спиной к воде;
- не стоять без движений в воде;
- не мешать друг другу, окунаться;
- не наталкиваться друг на друга;
- не кричать;
- не звать нарочно на помощь;
- не топить друг друга;
- не бегать в помещении бассейна;
- проситься выйти по необходимости;
- выходить быстро по команде инструктора.
4.8. Календарный план воспитательной работы по физическому развитию (обучение

2

плаванию)
Период
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Апрель

2

Название
«Веселый дельфин»
«Снежный бум»
«Бравые моряки»

Форма деятельности
Досуг на воде
Развлечение на воде
Спортивный
праздник
на воде

«Космический полет»

Досуг на воде


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».