Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
решением педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 35
Фрунзенского района СПб
протокол от 27.08.2025 г. № 1
УТВЕРЖДЕНА
заведующим ГБДОУ детский сад № 35
Фрунзенского района СПб
_______________Симанковой И.В.
Приказ от 27.08. 2025 г. № 54 - ПС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
музыкального руководителя Разживиной М.В. на 2025-2026 учебный год
к Образовательной программе, дошкольного образования
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада
№ 35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Возраст обучающихся от 1.6 до 3 лет
1
Санкт-Петербург 2025
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель
1.3.Задачи
1.4.Принципы построения программы
1.5. Характеристики особенностей развития детей раннего
1.6. Планируемые результаты освоения программы
1.7. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
1.8. Система педагогической диагностики
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Задачи и содержание образования обучения и воспитания по образовательной
области «Музыкальная деятельность» в соответствии с возрастом.
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы.
2.3. Виды и формы детской деятельности в раннем возрасте
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
обучающихся.
2.7. Формы взаимодействия с родителями (законными представителями)
обучающихся
2.8. План консультаций взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1Психолого-педагогические условия реализации программы
3.2. Организация развивающей предметно –пространственной среды.
3.3 Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.4. Календарный план воспитательной работы
3.5. Расписание
3.6. Перечень музыкальных произведений
3.7. Список литературы
2
2
3
3
3
3
4
5
5
6
7
8
9
10
11
12
13
15
15
16
17
18
21
22
22
23
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Структура: рабочая программа в соответствии с требованиями стандарта включает
три основных раздела – целевой, содержательный, организационный.
Рабочая программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного
образования обучающихся дошкольного возраста. Содержит, психолого-педагогические
условия, обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы,
особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,
федеральный календарный план воспитательной работы с перечнем основных
государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане
воспитательной работы организации.
1.2. Цель: разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей
российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде
всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
1.3. Задачи:
обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России;
создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему
миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности
на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей
ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
3
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания,
обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их
безопасности;
обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательной программы;
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания ОП ДО и организационных
форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья детей;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования.
1.4. Принципы построения программы
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого,
раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского
развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом
образования;
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических
работников (далее вместе – взрослые);
признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОО с семьей;
4
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества
и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
1.5. Характеристики особенностей развития детей раннего.
Ранний возраст (от одного года шести месяцев до трех лет).
Основная характеристика детей раннего возраста – ситуативность. Ребенок может
думать, чувствовать, делать только то, что видит здесь и сейчас. В данном возрасте
важен режим дня, ритм повседневной жизни. Основным условием успешного развития
является обеспечение двигательной активности ребенка. Активность проявляется в
контексте определенной предметной ситуации, где важен характер совместной
деятельности со взрослым. Взрослый интересен ребенку как человек, который раскрывает
логику и способы употребления предметов, окружающих его. Именно предметная
деятельность определяет формирование навыков гигиены и самообслуживания.
Предметная деятельность, связанная с усвоением общественно-выработанных способов
употребления предметов, оказывает влияние на развитие интеллекта, речи, самосознания
и эмоциональной сферы ребенка. Основу интеллекта в раннем возрасте определяет
развитие сенсорных процессов, связанных с действием обследования предметов и
построения на их основе целостных образов, а также формирование первых обобщений в
виде сенсорных эталонов цвета, формы, величины. Важно учитывать, что ребенок
обучается только тому, что затрагивает его эмоциональную сферу. На основе сенсорного
развития формируется план образов и представлений, что позволяет ребенку преодолеть
ситуативность мышления и поведения. В данный период закладываются основы
успешного общения со сверстниками, инициативность, чувство доверия к сверстнику.
Основным достижениям возраста является самосознание, положительная самооценка,
первые целостные формы поведения в виде результативных действий. Ребенок определяет
себя как субъект собственных действий («Я сам»). Важна психологическая потребность в
самостоятельности.
1.6. Планируемые результаты освоения программы
Возраст
Результат на конец года
к концу
2
В музыкальной деятельности: активно проявляет интерес к несложным
песням, попевкам; пытается подражать певческим интонациям взрослых;
подыгрывает на шумовых инструментах под музыку; использует предметы в
игре (листики, снежки, шишки, грибочки и др.) под музыкальное
сопровождение; исполняет простейшие ритмические движения под музыку
(хлопки,
«фонарики», притопы); выполняет несложные плясовые действия в паре.
В музыкальной деятельности: эмоционально откликается на музыку разного
характера; узнает знакомые мелодии и различает высоту звуков (высокий –
низкий); вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы;
двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми
к концу
3
5
звуками музыки; по подражанию и самостоятельно выполняет движения:
притоптывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук, двигается в
парах (ходьба, кружение, раскачивание); с удовольствием участвует в
музыкальной игре; подыгрывает под музыку на шумовых инструментах,
различает и называет музыкальные инструменты: погремушка, бубен.
В театрализованной деятельности: проявляет интерес к театрализованной
деятельности; смотрит кукольные спектакли в исполнении педагогов и
старших детей; имитирует характерные особенности персонажей (птички,
зайчики и т.д.); манипулирует с настольными куклами; сопровождает свои
действия эмоциональными проявлениями (жест, поза и пр.); использует в игре
различные атрибуты (шапочки, платочки, ободки).
В культурно-досуговой деятельности: проявляет умение самостоятельной
работы с художественными материалами; с желанием участвует в играх,
театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках;
проявляет умение следить за действиями игрушек, сказочных героев,
адекватно реагировать на них; демонстрирует навык перевоплощения детей в
образы сказочных героев.
1.7. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов
направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов,
предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия
со взрослыми и сверстниками.
позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка,
позволяет составлять на основе полученных данных индивидуальные
образовательные маршруты освоения программы,
предполагает своевременное внесение изменений в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации
2) оптимизации работы с группой детей.
Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить
индивидуальную динамику развития ребенка. Педагогическая диагностика
индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на
основе мало формализованных диагностических методов:
● наблюдения,
● свободных бесед с детьми,
● анализа продуктов детской деятельности
● специальных диагностических ситуаций.
Длительность педагогического обследования детей специалистами – 2 недели
в начале учебного года - сентябрь, 2 недели - в конце учебного года (май).
6
1.6. Система педагогической диагностики.
За основу педагогической диагностики выбрана «Диагностика педагогического
процесса по методике Н.В. Верещагиной».
Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного
процесса. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей
данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем
ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического
процесса в группе детей.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
0 баллов — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь
взрослого не принимает;
1 балл— ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки
или ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
2 балла — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, в начале и
конце учебного года, для проведения сравнительного анализа. Технология работы с
таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в
каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель
по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на
количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для
написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета
промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый
показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на
количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для
описания общих групповых тенденций (в группах компенсирующей направленности —
для подготовки к групповому медико-психолого-педагогическому совещанию), а также
для ведения учета общих групповых промежуточных результатов освоения
общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить
неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с
проблемами в развитии. Нормативными вариантами развития считают средние значения
по каждому ребенку или общему групповому параметру развития больше 1,8. Эти же
параметры в интервале средних значений от 1,3 до 1,7 можно считать показателями
проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также
незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние
значения менее 1,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития
ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в
группе по данному параметру \ данной образовательной области. (Указанные интервалы
средних значений
Сроки проведения мониторинга
два раза в год (сентябрь, май)
по необходимости – промежуточный (январь) по группе риска
(Индивидуальная образовательная траектория)
длительность проведения - 2 недели
7
II Содержательный раздел
2.1. Задачи и содержание образования обучения и воспитания по образовательной
области «Музыкальная деятельность» в соответствии с возрастом.
Возраст
1.6-2
Содержание и задачи
Самостоятельная активность у детей (звукоподражание, подпевание слов,
фраз, несложных попевок и песенок).
Умение у детей двигаться под музыку в соответствии с ее характером,
выполнять движения самостоятельно.
Эмоциональное восприятие знакомого музыкального произведения, желание
дослушать его до конца.
Умение различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка,
барабан, гармошка, флейта),
показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый
исполнял мелодию.
Слушать музыку, и с изменением характера ее звучания изменять движения
(переходить с ходьбы на притопывание, кружение).
умение чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями
(мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).
2-3 года
музыкальная деятельность
Слушание: слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного
характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на
содержание;
различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика,
фортепьяно, металлофона).
Пение: подпевание и пение; умение подпевать фразы в песне (совместно с
педагогом); сольное пение.
Музыкально-ритмические движения: воспроизводить движения,
показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать,
совершать повороты кистей рук и так далее);
начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием;
передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет);
ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым
галопом),
выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с
изменением характера музыки или содержания песни
театрализованная деятельность
следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных
спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей
имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок
скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой,
жестом, движением).
Знакомство с приемами вождения настольных кукол, сопровождать
движения простой песенкой.
действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и так далее) и
8
атрибутами как внешними символами роли.
культурно-досуговая деятельность
умение самостоятельной работы детей с музыкальным материалом.
посильное участие в играх с пением, театрализованных представлениях
(кукольный театр; инсценирование русских народных сказок), забавах,
развлечениях (тематических, спортивных) и праздниках.
умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно
реагировать на них.
перевоплощение детей в образы сказочных героев.
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы.
При реализации Рабочей программы могут использоваться различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут
нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при
реализации Образовательной Программы должны осуществляться в соответствии с
требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
●
в раннем возрасте (1, 6 до 3 лет):
музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкальноритмические движения).
Вариативность форм, методов и средств реализации программы зависит не только от
учета возрастных особенностей обучающихся, их индивидуальных и особых
образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний
детей. Важное значение имеет признание приоритетной субъективной позиции ребенка в
образовательном процессе.
Обязательная часть Программы составлена с учётом Основной образовательной
программы ДО.
Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах
музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально –
образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые
перечислены в списке литературы.
Репертуар - является вариативным компонентом программы и может изменяться,
дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и
индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение
образовательных потребностей разных категорий детей.
Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию
дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности:
речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой.
Подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и
смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить
активность ребенка на музыкальном занятии.
При организации музыкального обучения целесообразно дополнять традиционные
методы (словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен
характер познавательной деятельности детей:
1) информационно-рецептивного метод
9
2) репродуктивный метод
3) метод проблемного изложения
4) эвристического метода
5) исследовательский метод
Для решения задач воспитания и обучения широко применяется метод проектов.
Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, учитываются возрастные и
личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его
применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты. Для
решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов.
При реализации РП используются различные средства:
демонстрационные и раздаточные;
визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
естественные и искусственные;
реальные и виртуальные.
2.3. Виды и формы детской деятельности в раннем возрасте
№
п/п
Деятельность
Восприятие смысла
музыки
Виды
Формы работы
Виды музыкальной
деятельности:
слушание музыки
(музыкальнохудожественное
восприятие);
пение;
музыкальноритмические
движения
слушание;
исполнение;
музыкально
дидактические игры
театрализованные
игры;
праздник;
развлечение
Взаимодействие с детьми в разных видах деятельности (групповая, подгрупповая,
индивидуальная):
слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов
(колыбельная перед сном, веселая музыка на прогулке, музыка на зарядке, на
занятиях по изобразительной деятельности);
музыкальные подвижные игры;
интегративная детская деятельность;
концерты импровизации (в группе и на прогулке).
Самостоятельная деятельность детей (подгрупповая, индивидуальная):
музыкально-художественная деятельность (в разных видах самостоятельной
детской деятельности);
импровизация на инструментах;
музыкально-дидактические игры;
игры-драматизации;
аккомпанемент в пении, танце на озвученных и не озвученных игрушках и др.;
детский ансамбль, оркестр;
игры в «концерт», «спектакль», «музыкальные занятия», «оркестр»;
10
подбор на инструментах знакомых мелодий и сочинения новых.
Праздники, развлечения, досуги, концерты.
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик.
Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность с детьми,
самостоятельная деятельность детей.
1) совместная деятельность музыкального руководителя с ребёнком, где,
взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то
новому;
2) совместная деятельность ребёнка с музыкальным руководителем, при которой
ребёнок и педагог ‒ равноправные партнеры;
3) совместная деятельность группы детей под руководством музыкального
руководителя, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения
(от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
4) совместная деятельность детей со сверстниками без участия музыкального
руководителя, но по его заданию. В этой ситуации он не является участником
деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем
самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей;
5) самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без
всякого участия музыкального руководителя. Это могут быть самостоятельные игры детей
(сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и
другое).
Организуя различные виды деятельности, учитывается опыт ребёнка, его
субъектные проявления (самостоятельность, творчество при выборе содержания
деятельности и способов его реализации, стремление к сотрудничеству с детьми,
инициативность и желание заниматься музыкальным видом деятельности).
Игра занимает особое место, выступая как форма организации жизни и
деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием
обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции.
Отсутствие или недостаток игры в жизни ребёнка приводит к серьезным проблемам,
прежде всего, в социальном развитии детей.
Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления
его личности, музыкальный руководитель максимально использует все варианты её
применения в ДО.
Образовательная музыкальная деятельность в режимных процессах имеет
специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с
реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная задача в
утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни
ДОО, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени,
может включать:
игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами
(сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и
другие);
индивидуальную работу с детьми в соответствии с разными задачами в
музыкальной области;
11
продуктивную деятельность детей по интересам детей (повторение песен, игра
на музыкальных инструментах, театрализованная деятельность);
Согласно, требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время
для проведения занятий.
В рамках отведенного времени музыкальная образовательная деятельность
организуется с учётом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей,
включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания.
При организации занятий используется опыт, накопленный в рамках
сформировавшихся подходов. Время проведения занятий, их продолжительность,
длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного
возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21.
Введение термина «занятие» не означает регламентацию процесса.
. Содержание и педагогически обоснованную методику проведения музыкальных
занятий выбирается музыкальным руководителем самостоятельно.
Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, может
включать:
проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный,
настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные,
музыкальные и литературные досуги и другое);
игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами
(сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и
другие);
слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические
движения, музыкальные игры и импровизации;
индивидуальную работу;
работу с родителями (законными представителями).
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы.
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную
деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях.
Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной
самостоятельной деятельности детей является утро, когда ребенок приходит в ДОО и
вторая половина дня.
Любая деятельность ребенка в ДОО может протекать в форме самостоятельной
инициативной деятельности, например:
самостоятельная исследовательская деятельность и
экспериментирование;
свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры;
игры – импровизации и музыкальные игры;
самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры,
выполнение ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы учитываются следующие условия:
уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру,
поощрять желание ребенка получать новые знания и умения, осуществлять
деятельностные пробы в соответствии со своими интересами, задавать
12
познавательные вопросы;
организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта
ребенка в деятельности, побуждающие детей к применению знаний, умений
при выборе способов деятельности;
расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями
развития детей область задач, которые ребенок способен и желает решить
самостоятельно, уделять внимание таким задачам, которые способствуют
активизации у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов;
поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания
ребенка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы;
создавать условия для развития произвольности в деятельности,
использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых
усилий, поддержку готовности и желания ребенка преодолевать трудности,
доводить деятельность до результата;
поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности,
обращать внимание на важность стремление к качественному результату,
подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к
результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно
использовать, чтобы проверить качество своего результата;
внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в
случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к ее
дозированию. Если ребенок испытывает сложности при решении уже
знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные условия
деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих
вопросов, активизировать собственную активность и смекалку ребенка,
намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений
каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через
использование приемов похвалы, одобрения, восхищения.
Для поддержки детской инициативы рекомендовано использовать ряд способов и
приемов.
2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся.
Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями
обучающихся дошкольного возраста являются:
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и
дошкольного возрастов;
13
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях
ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей
дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДО;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой,
психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления
здоровья, развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как
базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления
партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей
младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных
задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Построение взаимодействия с родителями (законными представителями)
должно придерживаться следующих принципов:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с
Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только
есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны
заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребёнка;
2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна
актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из
родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДО;
между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен
информацией об особенностях развития ребёнка в ДО и семье;
3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях
педагога и родителей (законных представителей): при взаимодействии необходимо
придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на
общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и
разумно использовать полученную информацию как со стороны педагога, так и со
стороны
родителей
(законных
представителей)
в интересах детей;
4) индивидуально-дифференцированный
подход
к
каждой
семье:
при
взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности
родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к
педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей
(законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
5) возрастные особенности: при планировании и осуществлении взаимодействия
необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями
(законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей
младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития
детей.
В работе с родителями (законными представителями) предусмотрены формы
посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия:
семинары-практикумы
14
мастер-классы: педагоги - родителям; педагоги - родителям и детям
консультации
открытые занятия
индивидуальные и групповые консультации
информирование и просвещение через сайт ДО, социальные сети
семейный фестиваль – Минута славы
родительские собрания
днь открытых дверей
совместная деятельность
праздники, досуги
2.7. Формы взаимодействия с родителями (законными представителями)
обучающихся
Целевая аудитория
Все
групп
ы
Все
групп
ы
Все
групп
ы
Все
групп
ы
Все
групп
ы
родители
(законные
представите
ли)
родители
(законные
представите
ли) и дети
родители
(законные
представите
ли) и дети
родители
(законные
представите
ли) и дети
родители
(законные
представите
ли)
Форма работы
Общее и групповые
родительские
собрания
Семейный фестиваль
Праздник
Содержание
Опрос,
просвещение,
консультирова
ние
«Минута
славы»
«Новый год»
Праздник
«8 Марта»
Дни открытых
дверей
«Посмотри и
поучись!»
Отв. исполнитель
Заведующий
ГБДОУ
Зам. зав. по УВР
Старший
воспитатель
Специалисты
ДОО
Воспитатели
Музыкальный
руководитель
Сро
к
Сен
тябр
ь
Ноя
брь
Музыкальный
руководитель
Дек
абрь
Музыкальный
руководитель
Мар
т
Воспитатели
Учителялогопеды
Специалисты
Апр
ель
2.8. План консультаций взаимодействия с родителями (законными
представителями) воспитанников
Консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей
в семье.
Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
15
Возрастная
группа
Месяц
Тема
консультации
I Младшая
группа
IX – XI
XII – II
III – V
Отметка
о выполнении
«Внешний вид детей на
музыкальных занятиях»
«Дети и музыка»
«Какую музыку слушать дома?»
«Учите детей слушать музыку»
«Музыкальные игры с мамой»
«Музыкально-игровая деятельность
в семье»
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость,
вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия реализации программы.
Успешная реализация программы обеспечивается следующими психологопедагогическими условиями, определёнными в ФОП:
1)
признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание
неповторимости личности каждого ребёнка, принятие воспитанника таким, какой он есть,
со всеми его индивидуальными проявлениями; проявление уважения к развивающейся
личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и
способностях у каждого воспитанника;
2)
решение образовательных задач с использованием как новых форм организации
процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация,
образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемнообучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое), так и
традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий. При этом занятие
рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их;
деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных
областей, или их интеграцию с использованием разнообразных педагогически
обоснованных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом;
3)
обеспечение преемственности содержания и форм организации
образовательного процесса в ДОО, в том числе дошкольного и начального общего
уровней образования (опора на опыт детей, накопленный на предыдущих этапах развития,
изменение форм и методов образовательной работы, ориентация на стратегический
приоритет непрерывного образования ‒ формирование умения учиться);
4)
учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического развития
обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным
особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного
периода, социальной ситуации развития);
5)создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной
среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному,
познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности,
в которой ребёнок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и
прочее;
5)
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
16
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
6)
индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его
образовательной траектории) и оптимизация работы с группой детей, основанные на
результатах педагогической диагностики (мониторинга);
7)
оказание ранней коррекционной помощи детям с ООП, в том числе с ОВЗ на
основе специальных психолого-педагогических подходов, методов, способов общения и
условий, способствующих получению ДО, социальному развитию этих детей, в том числе
посредством организации инклюзивного образования;
8)
совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления
запросов родительского и профессионального сообщества;
9)
психологическая, педагогическая и методическая помощь и поддержка,
консультирование родителей (законных представителей) в вопросах обучения, воспитания
и развитии детей, охраны и укрепления их здоровья;
10)
вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации
образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с
образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся;
11)
формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов,
психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей)
обучающихся;
12)
непрерывное психолого-педагогическое сопровождение участников
образовательных отношений в процессе реализации Федеральной программы в ДОО,
обеспечение вариативности его содержания, направлений и форм, согласно запросам
родительского и профессионального сообществ;
13)
взаимодействие с различными социальными институтами (сферы образования,
культуры, физкультуры и спорта, другими социально- воспитательными субъектами
открытой образовательной системы), использование форм и методов взаимодействия,
востребованных современной педагогической практикой и семьей, участие всех сторон
взаимодействия в совместной социально-значимой деятельности;
14)
использование широких возможностей социальной среды, социума как
дополнительного средства развития личности, совершенствования процесса её
социализации;
15)
предоставление информации о Федеральной программе семье,
заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также
широкой общественности;
16)
обеспечение возможностей для обсуждения Федеральной программы, поиска,
использования материалов, обеспечивающих её реализацию, в том числе в
информационной среде.
3.2. Особенности организации развивающей предметно –пространственной среды.
РППС музыкального зала рассматривается как часть образовательной среды и фактор,
обогащающий развитие детей. РППС музыкального зала выступает основой для
разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для
каждого ребёнка деятельности.
РППС включает организованное пространство (музыкальный зал с зоной сцены, местом
хранения костюмов и оборудования, зоной занятий), материалы, оборудование,
электронные образовательные ресурсы и средства обучения и воспитания, охраны и
укрепления здоровья детей дошкольного возраста. РППС создает возможности для учёта
особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.
При проектировании РППС ДОО учтены:
местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и
17
природно-климатические условия, в которых находится ДОО;
возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание
образования;
задачи Программы для разных возрастных групп;
возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их
семей, педагогов и других сотрудников ДОО, участников сетевого взаимодействия
и других участников образовательной деятельности).
РППС соответствует:
требованиям ФГОС ДО;
образовательной программе ДОО;
материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в
ДОО;
возрастным особенностям детей;
воспитывающему характеру обучения детей в ДОО;
требованиям безопасности и надежности.
РППС в ДОО обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и
комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.
В оснащении РППС использованы элементы цифровой образовательной среды.
3.3. Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Многофункциональный актовый/Музыкальный зал
Специализированная мебель, оборудование и системы хранения
Мобильная стойка для театральных костюмов
шт. 1
Рояль/фортепьяно
шт. 1
Рулонные шторы для затемнения окон
шт. 12
Стул/Кресло для актового зала
шт. 30
Управляемая видеокамера
шт. 1
Оборудование сцены
Переносного оборудования (переносной проектор, экран на треноге)
шт. 1
Комплект переносного оборудования (мобильная акустическая система,
микрофон)
шт. 1
Стационарная интерактивная доска с проектором
Проектор для актового зала с потолочным креплением
Звукотехническое оборудование
18
шт. 1
Вокальный радиомикрофон
Звукоусиливающая аппаратура
шт. 1
с
комплектом акустических систем шт. 1
Светотехническое оборудование
Светильник ультрафиолетового света (оборудование для обеззараживания шт. 1
воздуха)
Театральный линзовый прожектор
шт. 1
Помещение для декораций, бутафории, хранения костюмов
Атрибуты для проведения праздников согласно ОП ДО
Атрибуты
для
программе ДОО
проведения
праздников
шт. 1
согласно образовательной шт. 1
Комплект декораций
шт. 1
Комплект театральных костюмов детский
шт. 10
Комплект театральных костюмов взрослый
шт. 1
Полки для бутафории и реквизита
шт. 2
Полки для хранения париков со стойками
шт. 2
Шкаф для хранения костюмов
шт. 2
Оборудование для проведения занятий с детьми
Барабан с палочками
шт. 10
Браслет на руку с 4 бубенчиками
шт. 30
Бубен большой
шт. 1
Бубен маленький
шт. 2
Бубен средний
шт. 2
Вертушка (шумовой музыкальный инструмент)
шт. 10
Воздушные шары
шт. 20**
Детское пианино
шт. 1
Дудочка
шт. 2
19
Звуковой молоток (ударный музыкальный инструмент)
шт. 20
Игровой детский домик
шт. 1
Игровые ложки (ударный музыкальный инструмент)
шт. 50
Кастаньеты деревянные
шт. 10
Кастаньеты с ручкой
шт. 10
Комплект видеофильмов для детей дошкольного возраста
шт. 1
Комплект записей с музыкальными произведениями
шт. 1
Комплект записей со звуками природы
шт. 1
Комплект карточек с изображением музыкальных инструментов
шт. 10
Комплект карточек с портретами композиторов
шт. 10
Кукла (крупного размера)
шт. 2
Ленты разноцветные на кольце
шт. По кол-ву
детей в
группе
Маракас
шт. 10
Металлофон – альт диатонический
шт. 2
Металлофон 12 тонов и более
шт. 10
Музыкальные колокольчики (набор)
шт. 10
Мягкие игрушки различных размеров, изображающие животных
шт. 10
Набор знаков дорожного движения
шт. 1
Набор из 5 русских шумовых инструментов (детский)
шт. 5
Набор перчаточных кукол по сказкам
шт. 10
Набор струнных музыкальных инструментов
шт. 1
Платочки
шт 50
Погремушки
шт. По кол-ву
детей в
20
группе
Ростовая кукла
шт. 3
Румба
шт. 10
Свистульки
шт. 10
Стойка для дорожных знаков
шт. 20
Султанчики
шт. 50
Треугольники (набор – 4 шт., ударный музыкальный инструмент)
шт. 4
Флажки разноцветные
шт. По кол-ву
детей в
группе
Шапочка-маска для театрализованных представлений
шт. По кол-ву
детей в
группе
Ширма напольная для кукольного театра
шт. 1
Отдельный кабинет музыкального руководителя
Специализированная мебель, оборудование и системы хранения
шт. 1
Кресло педагога
шт. 1
Стеллаж для документации и пособий
шт. 4
Стол педагога
шт. 1
Шкаф для одежды
шт. 1
Технические средства
Компьютер педагога с периферией/Ноутбук (лицензионное программное
обеспечение, в том числе программное обеспечение для обработки звука)
шт. 1
3.4. Календарный план воспитательной работы
Месяц
Дата
Мероприятие/событие/проект
Направление
Ценности
Возраст
реализац
ии
30.11
День Матери в России (ФК)
«Семейный фестиваль-Минута
Славы»-концерт (27 ноября)
Социальное
Семья
1,6-7
лет
21
«Мамы разные нужны, мамы
разные важны», оформление
тематической выставки, подарки
воспитанникам Дома ребенка №3
Январь
День рождения детского сада.
Музыкальный досуг.
Оформление тематической
выставки
16.02- Масленица
26.02 Спортивно-музыкальный досуг
«Масленица»
Эстетическое
Красота
19.01
Познавательное Познание
Физкультурное и Здоровье
оздоровительное Культура
1,6-7
лет
1,6-7
лет
3.5. Расписание
Вторник
Пятница
Музыка 16.00 - 16.10 - 16.20 1 мл. – Гномики 9.00 – 9.10 - 9.20. - 1 мл. - Гномики
3.6. Перечень музыкальных произведений
от 1,6 до 3 лет
Слушание. «Наша погремушка», муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Весною»,
«Осенью», муз. С. Майкапара; «Цветики», муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот как
мы умеем», «Марш и бег», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Кошечка» (к игре
«Кошка и котята»), муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Микита», белорус. нар. мелодия,
обраб. С. Полонского; «Пляска с платочком», муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Грантовской;
«Полянка», рус. нар. мелодия, обраб. Г. Фрида; «Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С.
Прокофьевой.
Пение. «Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера; «Белые гуси», муз. М. Красева,
сл. М. Клоковой; «Где ты, зайка?», обраб. Е. Тиличеевой; «Дождик», рус. нар. мелодия,
обраб. B. Фере; «Елочка», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Булатова; «Зима», муз. В. Карасевой,
сл. Н. Френкель; «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой; «Ладушки», рус. нар.
мелодия; «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто; «Собачка», муз. М. Раухвергера, сл.
Н. Комиссаровой; «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Колокольчик», муз.
И. Арсеева, сл. И. Черницкой.
Музыкально-ритмические движения. «Дождик», муз. и сл. Е. Макшанцевой;
«Воробушки», «Погремушка, попляши», «Колокольчик», «Погуляем», муз. И. Арсеева, сл.
И. Черницкой; «Вот как мы умеем», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель.
Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «Птички», муз. Г. Фрида;
«Праздничная прогулка», муз. Ан. Александрова.
Игры с пением. «Игра с мишкой», муз. Г. Финаровского; « «Кто у нас хороший?»,
рус. нар. песня.
Музыкальные забавы. «Из-за леса, из-за гор», Т. Казакова; «Котик и козлик», муз.
Ц. Кюи.
22
Инсценирование песен. «Кошка
и
котенок»,
Высотской; «Неваляшки», муз. З. Левиной; Компанейца.
муз.
М. Красева, сл. О.
3.7. Список литературы
Художественно-эстетическое развитие ранний возраст. От 1,6 до 3 лет
Музыкальная деятельность
Буренина А.И.,Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей
дошкольного возраста .-СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.-144 с.
Ветлугина Н., Дзержинская И., и др. Музыка в детском саду. Песни, игры, пьесы для детей
2-3 лет. Фортепиано (баян).-Музыка Москва, 1967-73 с.
Вихарева Г.Ф. Споем, попляшем, поиграем. Песенки-игры для малышей.- Музыкальная
палитра, г. Санкт-Петербург. 2011- 42с.
Захарова С.Н. Праздники в детском саду. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-256с.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические
рекомендации.- М.: Мозаика –Синтез, 2005.
Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации. - М.: Мозаика –Синтез, 2005-64с.
Каплунова И., Новоскольцева И. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха». Выпуск 1. Методическое
пособие.-Невская нота Санкт-Петербург , 2009-62с.
Каплунова И., Новоскольцева И. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха». Выпуск 2. Методическое
пособие. - Невская нота Санкт-Петербург , 2009-66с.
Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у
детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных
учреждений.-Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2005-78с.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Потанцуй со мной, дружок.-Невская нота СанктПетербург.2010 -72с.
Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для формирования и развития
музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического. Ростов н/ Д: Феникс, 2010-218с.
Никитина Е.А. Новогодние праздники в детском саду. Сценарии с нотным приложением.
Выпуск 1.- М.:ТЦ Сфера, 2008-48 с.
Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игр и забавы для детей. - М.: ТЦ
«Сфера, 1999.
Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. – М.: ТЦ Сфера,
2009-128с.
Роот З.Я. Новогодние праздники в детском саду. Выпуск 2. Сценарии с нотным
приложением.-М.: ТЦ Сфера, 2008 - 48 с.
Юдина С.Е. Мы друзей зовем на праздник: Музыкальные сценарии и песни для
малышей/Художник В.Н. Куров - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,
2002.-128с.
Театрализованная деятельность
Буренина А.И. «Театр всевозможного».Вып.1: От игры до спектакля: Учебн.метод.пособие.-2-е изд., перераб. И доп.-СПб., 2002. -114 с.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва: ТЦ «Сфера» 2001. -128
с.
Родина М.И.,Буренина А.И. Кукляндия: Учеб.-метод. Пособие по
театрализованной деятельности.-СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра»,2008.-112 с.
Сорокина, Н. Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами
кукольного театра / Н. Ф. Сорокина Л. Г. Миланович. 8 c. М.: Айрис-пресс, 2007. — 96 с.
23
+
вкл.
8с.-
(Дошкольное
24
воспитание
и
развитие).