Рабочая программа старшей 3 группы компенсирующей направленности (ЗПР) учителя-логопеда Соболевой С.А.

с

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНА
заведующим ГБДОУ детский сад № 35
Фрунзенского района СПб
_______________Симанковой И.В.
Приказом от 28.08.2024 г. № - 29 ПС

ПРИНЯТА
решением педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 35
Фрунзенского района СПб
протокол от 28.08.2024 г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя-логопеда Соболевой Светланы Александровны
на 2024-2025 учебный год
к образовательной программе дошкольного образования,
адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(задержкой психического развития) ЗПР
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 35 комбинированного вида Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Старшая группа № 3 компенсирующей направленности
Возраст обучающихся от 3 до 6 лет

Санкт-Петербург
2024

Содержание 1.
Целевой раздел…………………………………………………………………...... 3
1.1.
Пояснительная записка …………………………………………………………….
3
1.1.1. Актуальность рабочей программы…………………………………………….......
4
1.1.2. Цели и задачи рабочей программы...........................................................................
5
1.1.3. Принципы и подходы в организации коррекционно-развивающего процесса
6
1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с ЗПР ………..
7
1.2.
Планируемые результаты освоения программы …………………........................
8 1.2.1. Целевые ориентиры старшего дошкольного возраста……………………………
9
2.
Содержательный раздел ………………………………………………………….
9
2.1.
Диагностический модуль …………………………………………………….......... 10
2.2.
Коррекционно-развивающий модуль ……………………………………………..
11
2.3.
Перечень основных видов образовательной деятельности учителя-логопеда
12
2.4.
Учебный план……………………………………………………………………….
12
2.5.
Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО
12
2.6.
Содержание работы с детьми с ЗПР ………………………...
14
2.7.
Календарный план воспитательной работы…………………………………….
14
2.8.
Консультативно-просветительский модуль ……………………………………..
15
2.9.
Преемственность в планировании коррекционно-развивающего процесса
учителя – логопеда и воспитателя………………………………………………..
16
2.10.
Социально-педагогический модуль…………………………………………… 17
2.11. Перспективные направления инновационной деятельности
17
3.
Организационный раздел ………………………………………………………
19
3.1.
Организация развивающей предметно-пространственной среды ………………
19
3.2.
Режим дня, расписание индивидуальной работы с детьми ………………
21
3.3
Циклограмма работы учителя – логопеда с детьми с ЗПР
22
4.
Список литературы ……………………………………………………………….
23

2

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа учителя – логопеда для обучающихся (3 – 6 лет) с ЗПР (далее
«Программа») Государственного бюджетного дошкольного образовательного
учреждениядетский сад № 35 комбинированного вида Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Конституции РФ, ст. 43, 72;
Конвенции о правах ребенка (1989 г.);
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования";
Распоряжения Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении
примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность»; Устава ДОУ.
Программа предназначена для учителя-логопеда и обучающихся с ОВЗ – дети с
задержкой психического развития (далее - дети с ЗПР). Рабочая программа рассчитана на
один учебный год, который длится с 2 сентября по 30 мая.
Программа обеспечивает развитие и коррекцию нарушений обучающихся с ЗПР с
учетом их возрастных и специфических особенностей по речевому развитию:
звукопроизношение, лексическая сторона речи, связная речь, подготовка к обучению
грамоте.
Содержание образовательной деятельности выстроено с учетом:
Примерной адаптированной основной образовательной программы для
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П.
Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной.
Для
реализации рабочей
программы используются
различные
методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей группы:
- наглядное моделирование;
- технология проектного обучения;
3

- информационно-коммуникативные технологии;
-здоровьесберегающие технологии (дыхательная и пальчиковая гимнастика,
самомассаж, психогимнастика, кинезеологические упражнения, биоэнергопластика,
суджок терапия и др.);
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии: «логокубики»
Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и
гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Программа обеспечивает построение целостной образовательной деятельности,
направленной на полноценное всестороннее развитие ребенка – во взаимосвязи и
интеграции, строится на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Программа реализовывается в непосредственно образовательной деятельности, в
индивидуальной коррекционно-развивающей работе, дополнительном образовании и
обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих задач образования
детей дошкольного возраста.
1.1.1. Актуальность рабочей программы
Коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии является одним из
приоритетных направлений в области образования. В логопедии актуальность проблемы
раннего выявления, диагностики и коррекции нарушений речевого развития детей
обусловлена тем, что растет число детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями
речевого развития разной степени выраженности и различного этиопатогенеза, которые
часто приводят к тяжелым системным речевым нарушениям в дошкольном и школьном
возрасте. Это обусловливает актуальность программы и необходимость ее внедрения в
практику образования. Рабочая программа разрабатывалась с учетом концептуальных
положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной
психологии. Она базируется:
- на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве
общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира;
- на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях
языка и мышления, речевой и познавательной деятельности. В основе «Программы»
лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной
структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический
и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути
развития и формирование «чувства языка».
Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция
недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений,
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
1.1.2. Цели и задачи программы
Цель Программы: организация коррекционно-развивающей работы с детьми 3-6 лет
с ЗПР, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов,
работающих в группе, и родителей дошкольников, на основе системно-деятельностного
подхода для совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:
формирования умения высказывать собственные мысли, развития устной речи как
средства отражения действительности и выражения отношения к ней.
Задачи Программы:
4

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных
задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и
психофизического развития детей с ЗПР.
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения
эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать
оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и
развиваться,
обеспечивает
позитивное
эмоционально-личностное
и
социальнокоммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с
возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и
дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая
деятельность.
Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой
носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми
упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является
приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического
развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки,
сформированные учителем-логопедом, занимаются коррекционно-развивающей работой,
участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой,
педагоги ДОУ, совместно с учителем-логопедом, решают следующие задачи:
• охрана
жизни,
укрепление физического и
психического
здоровья
воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
• осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и
психическом развитии воспитанников;
• создание
атмосферы эмоционального
комфорта, условий для
самовыражения и саморазвития;
• обеспечение
познавательного,
речевого,
социально-коммуникативного,
художественно-эстетического и физического развития детей;
• воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви
к окружающей природе, Родине, семье;
• взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью
обеспечения полноценного развития воспитанников;
• воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию,
готовности к проявлению гуманного отношения;
• развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
• пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения,
желания включаться в творческую деятельность.
В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:
• учет государственной политики; особенности контингента детей; учет
запроса родителей.
5

1.1.3 Принципы и подходы в организации коррекционно-развивающего
процесса.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для
детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность,
доступность и повторяемость материала:
1. Структурно-системный принцип, согласно которому речь рассматривается как
системное образование взаимосвязанных элементов, объединенных в единое целое.
Эффективность коррекционного процесса зависит от оптимально-рационального
воздействия одновременно на всю систему, а не последовательно-изолированно на
каждый ее элемент. Принцип системного изучения всех психических характеристик
конкретного индивидуума лежит в основе концепции Л. С. Выготского о структуре
дефекта. Именно эта концепция позволяет системно проанализировать то или иное
нарушение и организовать коррекционно-педагогическую работу с учетом структуры
речевого дефекта. Наиболее полно этот принцип раскрывается в рамках деятельностной
психологии, согласно которой человек всесторонне проявляет себя в процессе
деятельности: предметно-манипулятивной, игровой, учебной или трудовой.
2. Принцип комплексности предполагает комплексное воздействие различных
технологий (медицинских, психологических, педагогических) на один объект,
обеспечивая согласованную деятельность всех специалистов.
3. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в
соответствии с их возможностями и проблемами, уровнем речевого развития и
механизмом системной речевой недостаточности. С учетом данного принципа происходит
объединение детей в малые группы и их обучение.
4. Принцип концентризма предполагает распределение учебного материала по
относительно замкнутым циклам — концентрам. Речевой материал располагается в
пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности. После усвоения
материала первого концентра воспитанники должны уметь общаться в пределах этой
темы. Каждый последующий концентр предусматривает закрепление изученного
материала и овладение новыми знаниями. Отбор языкового материала в рамках концентра
осуществляется в соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах
концентров выделяются микроконцентры, имеющие конкретную цель. Характерные
признаки микроконцентров — ограниченность пределами одного вида упражнений,
простая структура операций, небольшое количество, относительная непродолжительность,
получение результатов сразу же после окончания работы.
Цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для закрепления освоенного
материала. Это имеет особенно большое значение для детей со сниженной мнемической
деятельностью и недостаточным контролем поведения.
Соблюдение данного принципа обусловливает:
1) высокую мотивированность речевого общения;
2) доступность материала, который располагается в соответствии с общедидактическим
требованием «от легкого к трудному», от уже усвоенного к новому. Реализуя принцип
концентризма, логопед и другие специалисты в течение одной недели ежедневно
организуют изучение определенной лексической темы. Монотемная работа над
лексикой способствует успешному накоплению речевых средств и активному
использованию их детьми в коммуникативных целях.
6

5. Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса
обучения от простого к сложному, от известного к неизвестному. В коррекционной работе
с детьми (независимо от возраста) выделяются два последовательных этапа
(подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического
воздействия по всем разделам программы. На подготовительном этапе формируются
общефункциональные механизмы речевой и других видов деятельности (слуховое,
зрительное восприятие, внимание и пр.). На основном этапе предусматривается
формирование специфических механизмов речевой деятельности в соответствии
образовательными задачами по другим направлениям коррекционно-развивающего
процесса(произношение, лексика, грамматический строй и пр.).
6. Принцип коммуникативности. Согласно этому принципу обучение организуется
в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. Реализация
принципа коммуникативности заключается в уподоблении процесса обучения процессу
реальной коммуникации. Этот принцип предполагает использование на занятиях ситуаций
реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение
коллективных форм работы, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам
занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом
которой является коммуникация.
7. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в
соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными
требованиями обучения и воспитания.
8. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида
индивидуализации:
личностную,
субъектную,
индивидную.
Личностная
индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности, как
сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в коллективе.
Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства ребенка как субъекта
деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит учет уровня психического
развития ребенка.
9. Принцип интенсивности предполагает использование на занятиях различных
приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх,
применение средств наглядности), а также аудиовизуальных методов обучения,
мнемотехники, психокоррекции и пр.
10. Принцип сознательности обеспечивает формирование чувства языка и
языковых обобщений.
11. Принцип активности обеспечивает эффективность любой целенаправленной
деятельности.
12. Принципы
наглядности,
научности,
прочности
усвоения
знаний,
воспитывающего
обучения
позволяют
правильно
организовать
процесс
коррекционноразвивающего обучения.
Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями
речи тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно
решать конкретные задачи во всех формах ее организации.
1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей с ЗПР
5-6 лет – 9 чел.
3-4года -3 чел
7

Особенности развития контингента детей по речевому развитию (дети с ЗПР)
Возрастные особенности детей
Индивидуальные особенности
контингента детей
(3 – 4 года)
Проявляет потребность в
Недоразвитие речи проявляется, как правило, в
эмоциональном общении,
отсутствии фразовой речи, в ограничении
реагирует на интонации и
словарного
запаса,
в
аграмматизмах,
в
некоторые обращения
неправильном произношении.
нвзрослого; реагирует на имя Отсутствует или резко ограничен словарный запас,
поворачивается, когда его
Понимание обращенной речи достаточно сохранно (если
зовут; различает интонацию
речевая патология не является ведущим нарушением).
поощрения и порицания
Недоразвитие речевых функций; запаздывание
взрослыми своих действий; в
самостоятельной фразовой речи при относительно
целом коммуникативная
сохранном понимании обращенной речи;
активность в норме.
Словарный запас беден, в
речи аграмматизмы.
Звукопроизношение и
слоговая структура слов
нарушены.
5 - 6 лет
Особенности речевого развития детей с ЗПР 5-6 лет
Дети используют в речи
слова
обиходно-бытовой
обусловлены
своеобразием
их
тематики,
затрудняется
познавательной деятельности и проявляются в
объяснить их значение. В
следующем:
речи редко употребляют
отставание в овладении речью как средством
слова,
обозначающие
общения и всеми компонентами языка; - низкая речевая
признаки и качества
активность;
бедность, недифференцированность словаря;
выраженные недостатки грамматического строя речи: предметов, оценки
словообразования,
словоизменения,
синтаксической состояний.
системы языка;
Допускают
ошибки
в
употреблении
синонимов,
слабость словесной регуляции действий, трудности
антонимов,
многозначных
вербализации и словесного отчета;
неполноценность
развернутых
речевых слов. С помощью взрослого
используют
в
процессе
высказываний;
речевого
общения
слова,
недостаточный уровень ориентировки в языковой
действительности, трудности осознании звуко-слогового передающие эмоции человека
и дающие моральную оценку.
строения слова, состава предложения;
недостатки устной речи и несформированность
функционального базиса письменной речи обусловливают
особые проблемы при овладении грамотой.
Следует отметить, что нарушения речи при задержке психического развития
преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Речь детей с
ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом
8

особенностей. Многим детям присущи недостатки звукопроизношения и фонематического
развития. Дети имеют ограниченный словарный запас. В их речи редко встречаются
прилагательные, наречия, сужено употребление глаголов. Затруднены
процессы
словообразования и словоизменения. Особенности лексики детей с ЗПР проявляются в
недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка.
Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в
грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования
связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии
сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое
рассказывание.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования, результаты освоения
Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой
возрастной портрет ребенка на конец дошкольного детства. Целевые ориентиры
формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат
правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в
соответствии с требованиями Стандарта и представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
1.2.1. Целевые ориентиры.
В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования
определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей
развития детей, но не подлежат непосредственной оценке. Освоение воспитанниками с
ЗПР основного содержания адаптированной образовательной программы дошкольного
образования, реализуемой в образовательной организации возможно при условии
своевременно начатой коррекционной работы.
К шести годам ребенок:
– проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого)
деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
– понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков,
состояний, свойств, качеств;
– использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией; – различает
словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;
– использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с
сочинительными союзами;
– пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью
взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения; –
составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого),
ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
– различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки; – владеет
простыми формами фонематического анализа; – использует различные виды
интонационных конструкций;
– 2. Содержательный раздел:
Особенности организации обучения и воспитания детей старшего и младшего
дошкольного возраста с ЗПР.

9

Цель: Организация проведения коррекционно-образовательного процесса с детьми с ЗПР
по образовательному направлению «Речевое развитие» с интеграцией в образовательный
процесс задач образовательных направлений:
- физическое развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных направлений в логопедической работе
Образовательное
направление
Речевое развитие

Познавательное развитие

Задачи
Воспитывать активное
произвольное внимание к
речи, совершенствовать
умение вслушиваться в
обращенную речь, понимать
ее содержание, слышать
ошибки в своей и чужой речи.
Учить воспринимать
предметы, их свойства,
сравнивать предметы,
подбирать группу предметов
по заданному признаку.
Продолжать развивать
мышление в упражнениях на
группировку и
классификацию предметов.
Развивать зрительное
внимание и память в работе с
разрезными картинками и
пазлами. Совершенствовать и
развивать конструктивный
праксис и мелкую моторику в
работе с разрезными
картинками, пазлами,
дидактическими игрушками,
играми, в пальчиковой
гимнастике. Расширять
представление детей о труде
взрослых, прививать интерес
к труду взрослых.

10

Вид деятельности
Игровые ситуации
Мини-инсценировки
Автоматизация
поставленных звуков

- составление описательных
рассказов автоматизация
поставленных звуков дидактические игры на
развитие слухового и
зрительного восприятия игры с мозаикой, пазлами,
с мелкими предметами пальчиковая гимнастика

Художественноэстетическое Развивать умение слышать и
развитие
передавать ритмический
рисунок. Учить различать
звучание нескольких игрушек
или детских музыкальных
инструментов, предметов
заместителей; громкие и
тихие, высокие и низкие
звуки. Формировать
прослеживающую функцию
глаза и пальца. Развивать
графомоторные навыки.

- дидактические
упражнения
- штриховка

игры

и

Социальнокоммуникативное Развивать в игре
настольно-печатные
коммуникативные
навыки.
дидактические
игры,
развитие
театрализованные игры;
Совершенствовать навыки
автоматизация
игры в настольно-печатные
поставленных звуков в
дидактические игры, учить
стихах, рассказах,
устанавливать и соблюдать
спонтанной речи
правила в игре. Развивать
умение инсценировать стихи, беседа
разыгрывать сценки.
поручения - игры с
Прививать желание
мелкими предметами
поддерживать порядок на
своём рабочем месте.
Развивать слуховое внимание
и память при восприятии
неречевых звуков. Учить
соблюдать технику
безопасности.
Совершенствовать умение
«оречевлять» игровую
ситуацию и на этой основе
развивать коммуникативность
речи.
физическое развитие
Формировать правильную
- пальчиковая гимнастика
осанку при посадке за столом. - речь с движением
Расширять знания о строении - физкультминутки
артикуляционного аппарата и - беседа
его функционировании.
Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития
речи детей с ЗПР осуществляется по следующим направлениям работы:
- диагностический модуль;
- коррекционно-развивающий модуль;
- социально-педагогический модуль;
- консультативно-просветительский модуль.

11

2.1. Диагностический модуль
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей в
рамках диагностики (мониторинга) достижения планируемых результатов освоения
программы дошкольного образования.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений за ребенком в
повседневной жизни, в процессе непосредственно образовательной и индивидуальной
работы с ним.
Диагностическая деятельность проводится три раза в течение учебного года:
- сентябрь (определение исходного уровня);
- январь (промежуточная диагностика, отслеживание динамики развития, эффективности
проводимой работы);
- май (итоговая диагностика, мониторинг динамики развития, эффективности работы за
учебный год)
Результаты диагностики фиксируются в речевых картах, в таблице «мониторинге
достижения детьми планируемых результатов».
Модель организации диагностической деятельности
Диагностическая деятельность
Время проведения
Стартовое обследование
02.09.2024 – 13.09.2024
Промежуточное обследование
08.01.2025– 15.01.2025
Итоговое обследование
19.05.2025 – 31.05.2025
Используемые диагностические комплекты
Цель диагностики
Инструмент
Специалист
Время
диагностики
Диагностика
Учитель-логопед
Речевая карта
речевых нарушений
Мониторинг
планируемых
результатов
достижения детьми
дошкольного с ЗПР
возраста
согласно
АООП

2.2. Коррекционно-развивающий модуль
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей является
организация работы по развитию:
1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка;
2) произносительной стороны речи;
3) самостоятельной развернутой фразовой речи;
4) формирование
фонетико
–
фонематической
стороны
речи
Предусматриваются следующие виды занятий:
- Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста и второй
младшей группы ориентированы:
12

- на развитие речевого (фонематического) восприятия, на формирование звукового
анализа и синтеза, звукопроизношения;
- на развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя
речи.
- преодоление речевого негативизма;
- развитие языкового чутья;
- формирование элементарных общих речевых умений;
- формирование навыков взаимодействия «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок» с
использованием невербальных и вербальных (речевых) средств общения
- на
развитие речевого (фонематического) восприятия, на формирование звукового анализа и
синтеза, звукопроизношения;
- на развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя
речи.
При планировании индивидуальных занятий учитываются: возраст ребёнка,
структура речевого дефекта, психофизиологические качества, а также его индивидуально
– личностные особенности. В зависимости от характера и выраженности речевого
дефекта, психологических и характерологических особенностей воспитанника количество
индивидуальных занятий варьируется от 1 до 3 в неделю, продолжительностью 15-20
минут.
2.3. Перечень основных видов образовательной деятельности учителя-логопеда
Согласно нормативам “Санитарно-эпидемиологических требований к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи») следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и
увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима
дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной
нагрузки не должен превышать нормы рекомендованные СанПин.
Поэтому в старших группе для детей с ЗПР в соответствии СанПин 2
индивидуальных занятия в неделю, продолжительностью 15 - 20 минут, а с ребенком 4
года жизни, одно занятие, не более 15 минут. Занятия проводятся логопедом после того,
как проходит обследование детей в начале года.
2.4. Учебный план
Учебный план учитывает в полном объеме возрастные психофизические
особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Направление работы
Кол-во
Количество
Количество
Форма
занятий в занятий в месяц занятий в год
проведения
неделю
5-6 года
Коррекционно-педагогическая
помощь

2

8

72

Индивидуальные
занятия

4

36

Индивидуальные
занятия

3-4 года
Коррекционно-педагогическая
помощь

1
13

2.5. Формы и методы логопедической работы в соответствии с ФГОС ДО
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного
образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации
программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям.
Методы и приемы в работе учителя – логопеда.
Коррекционная
направленность
дошкольного
обучения
обеспечивается
максимальным использованием на занятиях предметно-практической деятельности,
обучение дошкольников носит наглядно-действенный характер, все понятия ребенок
усваивает в процессе активной деятельности:
игры дидактические, дидактические с элементами движения, подвижные,
психологические, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры
имитационного характера; создание ситуаций педагогических, морального выбора;
беседы социальнонравственного содержания, ситуативные разговоры с детьми; оформление
тематических выставок (по временам года, настроению и др.); викторины,
сочинение загадок, рассказов;
инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений,
развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к
знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов
(деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного,
декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение
средств выразительности;
продуктивная деятельность: рисование иллюстраций к
художественным
произведениям; творческие задания; упражнения на развитие голосового аппарата,
артикуляции, певческого голоса; музыкально-ритмические упражнения,
хороводы;
физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек,
народных песенок, считалок; игры и упражнения под музыку, игровые беседы с
элементами движений.
Основными формами коррекционного обучения в детском саду являются
логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех
компонентов речи и подготовка к школе. Программа воспитания и обучения детей с ЗПР с
нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме индивидуальных
занятий. Данный вид занятий направлен на формирование артикуляционных укладов
нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и
восприятия,
уточнение
и
расширение
словарного
запаса,
отработку
лексикограмматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов
звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми
особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка
звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном
формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных
артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой
14

структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического
восприятия.
Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников с ЗПР обеспечивает
выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии
познавательных психических процессов.
2.6. Содержание работы с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Старший возраст
Занятие
Содержание работы 5-6 лет
Первоначальное формирование звуковой стороны речи, что включает
Индивидуально
в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений,
коррекционные
коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры
занятия
(2 раза в неделю с слова, развитие фонематического слуха и формирование
фонематического
восприятия.
Формирование
лексико
–
каждым
грамматического строя речи; развитие связной речи.
ребенком)
Развитие общей моторики, координации движений, двигательного
воображения (использование подвижных игр и динамических пауз с
речевым сопровождением). Развитие мелкой моторики рук. Развитие
психоэмоциональной
сферы
(использование
элементов
психогимнастики). Развитие коммуникативных навыков.
Младший возраст 3-4 года
Индивидуально
коррекционные
занятия
(2 раза в неделю с
каждым
ребенком

Вызывание потребности подражать слову взрослого. Первоначальное
формирование звуко-слоговой структуры слова, с правильным
воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического
рисунка, в двусложных словах. Формирование умения называть детей
группы, членов семьи а так же предметов ближайшего окружения.
Развитие общей моторики, координации движений, двигательного
воображения (использование подвижных игр и динамических пауз с
речевым сопровождением). Развитие мелкой моторики рук. Развитие
психоэмоциональной
сферы
(использование
элементов
психогимнастики). Развитие коммуникативных навыков

2.7. Календарный план воспитательной работы с детьми
Памятная дата/ событие
135

лет
со
дня
рождения детского
поэта
– С.Я
Маршака

21 февраля
Международный день
родного языка

Мероприятие
ноябрь
«Посиделки» с просмотром
мультипликационного
фильма
«Гришкины
книжки»
февраль
Акция «Научим малышей
делать
артикуляционную
гимнастику»
март
15

Направление воспитания
Познавательное

Социальное, познавательное

Международный женский
день день 8 Марта

Конкурс чтецов

Социальное

2.8. Консультативно-просветительский модуль (взаимосвязь с участниками
образовательного процесса)
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет
взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении
образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов, создана модель
их взаимодействия:
1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом и
педагогомпсихологом изучают особенности психоречевого развития и освоения основной
общеобразовательной программы. Педагогическим коллективом группы обсуждаются
достижения и образовательные трудности детей, намечаются пути коррекции.
2. Совместно изучается содержание ПрАООП ДО для детей с ЗПР и разрабатывается
собственная АООП для образовательной организации, АОП для детей в рамках инклюзии.
3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и
интегрированные мероприятия.
4. Педагогический коллектив тесно взаимодействует с родителями воспитанников
(законных представителей).
Функции участников образовательного процесса
Учитель-логопед: индивидуальные коррекционные занятия.
Учитель-дефектолог: подгрупповые коррекционные занятия, индивидуальные
коррекционные занятия.
Воспитатель: фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением
дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи; экскурсии,
наблюдения, экспериментальная деятельность; игры, упражнения на восприятие цвета и
формы; беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Педагог – психолог: индивидуально-подгрупповые коррекционные занятия с
применением дидактических игр и упражнений на развитие психологической базы речи,
развитие психических процессов, развитие слухового восприятия.
Музыкальный руководитель: музыкально-ритмические игры; упражнения на
развитие слухового восприятия, двигательной памяти; этюды на развитие
выразительности мимики, жеста; игры-драматизации.
Инструктор по физической культуре: игры и упражнения на развитие общей,
мелкой моторики; упражнения на формирование правильного физиологического дыхания
и фонационного выдоха; подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на
закрепление навыков правильного произношения звуков; игры на развитие
пространственной ориентации.
Родители: игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
осуществление контроля над выполнением заданий и произношением ребенка;
выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
Для координирования работы с детьми разработана таблица взаимосвязи
специалистов дошкольного учреждения с воспитателями, которая заполняется один раз в
неделю учителем – логопедом совместно с учителем – дефектологом и педагогом
16

психологом ДОУ (в понедельник) и включает разнообразные игровые задания по теме
недели, а также предполагает обратную связь.
2.9. Преемственность в планировании коррекционно-развивающего процесса
логопеда и воспитателя
Залогом успеха в реализации основных направлений содержательной работы с
детьми с ЗПР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и
логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач
программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой
коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и преодоления
речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя
являются.
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения.
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты
(старший возраст).
4. Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко
определены и разграничены.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя
Задачи, стоящие перед
учителемлогопедом
Создание условий для проявления речевой
активности, преодоления речевого
негативизма

Задачи, стоящие перед воспитателем
Создание
обстановки
эмоционального
благополучия детей в группе

Обследование речи детей, психических Обследование общего развития детей,
процессов, связанных с речью,
состояния их знаний и навыков по
двигательных навыков
программе предшествующей возрастной
группы
Заполнение речевой карты, изучение
результатов обследования и определение
уровня речевого развития ребенка
Обсуждение результатов обследования.
Составление
психолого-педагогической
характеристики на детей.

Фиксирование результатов наблюдения,
изучение их с целью перспективного
планирования коррекционной работы
Составление психолого-педагогической
характеристики на детей.

Развитие слухового внимания детей и
сознательного восприятия речи

Воспитание общего и речевого поведения
детей, включая работу по развитию
слухового внимания

Развитие зрительной, слуховой, вербальной
памяти

Расширение кругозора детей

Активизация
словарного
запаса, Уточнение имеющегося словаря детей,
расширение пассивного словарного запаса,
формирование обобщающих понятий
его активизация по лексико-тематическим
циклам
17

Обучение детей процессам анализа,
синтеза, сравнения предметов по их
составным частям, признакам, действиям
Развитие подвижности речевого аппарата,
речевого дыхания работа по коррекции
звукопроизношения

Развитие представлений детей о времени и
пространстве, форме, величине и цвете
предметов (сенсорное воспитание детей)
Развитие общей, мелкой и артикуляционной
моторики детей

Подготовка
детей
к
предстоящему
логопедическому занятию, включая
выполнение
заданий и рекомендаций логопеда
Обучение
детей
старшего
возраста Закрепление речевых навыков, усвоенных
детьми на логопедических занятиях
процессам звуко-слогового анализа и
синтеза слов, анализа предложений
Развитие
фонематического
восприятия детей

Развитие
восприятия ритмикослоговой структуры слова

Развитие памяти детей путем заучивания
речевого материала разного вида

2.10. Социально-педагогический модуль (взаимодействие с семьей)
В условиях работы с детьми с ЗПР перед педагогическим коллективом встают
новые задачи по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке
нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Это связано с тем, что многие
родители не знают закономерностей психического развития детей и часто
дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между
задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием.
К тому же, по статистическим данным, среди родителей детей с ЗПР довольно много
родителей с пониженной социальной ответственностью.
Поэтому одной из важнейших задач является просветительско-консультативная
работа с семьей, привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в
процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь
ребенку в преодолении имеющихся недостатков и трудностей.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко
организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Консультативная работа
обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми
нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных
психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации воспитанников.
Цель – оказание профессиональной помощи семье в воспитании детей, при этом,
не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных
функций. Основная задача в работе с родителями – помочь им стать заинтересованными,
активными и действенными участниками образовательного и коррекционноразвивающего
процесса.
Задачи работы с родителями:
- изучение интересов, мнений и запросов родителей;
- обеспечение оптимальных условий для сотрудничества детского сада с семьей;
- расширение средств и методов работы с семьей;
В основу совместной деятельности с семьей заложены следующие принципы:
18

- единство к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равная ответственность родителей и педагогов;
- принцип личностно ориентированного взаимодействия.
Организация и содержание консультативно-просветительской работы с семьей на
2024-2025 учебный год
Основные
направления
Работа
с родителями

Содержание

Сроки

1. «Родительский час». Проведение индивидуальных
бесед, консультаций. Обучение родителей приёмам
работы по развитию познавательных способностей.
2.Заполнение
индивидуальных
альбомов
взаимодействия с родителями.

в течение
года

График консультирования родителей
Специалист
учитель-логопед

Время приема
Среда 18.00-19.00

Направления работы
Консультирование по вопросам речевого
развития, развития артикуляционной
моторики.

2.11. Перспективное направление инновационной деятельности
Перспективным направлением инновационной деятельности в работе дошкольного
учреждения является популяризация научных знаний среди детей.
Задачами данного направления являются:
- содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения,
поддержки научно-технического творчества детей;
- создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения
заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и
общества.
Коррекционная работа для детей с ЗПР направлена на формирование
проектноисследовательских умений и навыков, способность предвосхитить результат,
основываясь на своём прошлом опыте, овладение различными способами решения
поставленных задач, с использованием первоначальных навыков компьютерной
грамотности.
Один из основных подходов, связанных с применением информационных
компьютерных технологий в обучении и воспитании дошкольников предполагает
применение компьютера как средства интеллектуального развития дошкольника.
19

Основной
целью
этого
подхода
является
формирование
мотивационной,
интеллектуальной и психологической готовности дошкольников, к использованию
компьютера для решения задач своей деятельности. В рамках применения компьютера как
средства интеллектуального развития дошкольника создан образовательный контент,
который включает в себя следующие программные продукты:
- компьютерная игра «Играем и учимся» используется для развития фонематических
представлений у детей старшего дошкольного возраста; формирования правильного
произношения; обучения звуковому анализу и делению слов на слоги; знакомства ребенка
с миром животных, птиц, насекомых, растений и прочим; расширения лексического
запаса; закрепления обобщающих понятий; повышения учебной мотивации на занятиях;
- программно-методический комплекс «Учимся с Логошей» предназначен для
подготовки детей к обучению в начальной школе и предполагает его использование в
обучении грамоте, математике, играх для развития мелкой моторики, координации,
внимания, зрительной памяти, мышления;
- программно-дидактический комплекс «Логомер» построен на основе методик
обучения детей с отклонениями в речевом развитии Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной;
используется для проведения диагностики и коррекции всех нарушенных компонентов
речи. Решение учебных и коррекционных задач с помощью ПДК «Логомер» встраивается
в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными
возможностями и потребностями детей;
Целью коррекционно-развивающей работы по популяризации научных знаний
является оптимизация коррекции речевого развития дошкольников с ЗПР посредством
информационно-коммуникационных технологий.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1) формировать теоретическое, творческое и рефлексивное мышление детей,
2) повышать интеллектуально-творческое развитие дошкольников с ЗПР;
3) расширять кругозор, развивать познавательные процессы у детей
4)адаптировать детей к современному миру, построенному на цифровых технологиях.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования выделяют следующие дидактические принципы применения
информационно-образовательных технологий: - принцип наглядности (интерактивной
наглядности);
- принцип мультимедийности;
- принцип когнитивности коммуникации;
- принцип активизации познавательной деятельности;
- принцип межпредметных связей.
В ходе реализации данных задач, соблюдаются все технические и
санитарногигиенические требования к организации всех видов деятельности. Реализация
содержания
вариативной
части
осуществляется
через
регламентируемые
(непосредственно образовательная деятельность) и нерегламентируемые виды
деятельности (образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов). При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический принцип
отбора материала, с постоянным усложнением заданий.
Популяризация научных знаний проводится по следующим направлениям:
В
старшей группе – формирование лексико-грамматических представлений и развитие
20

связной речи, формирование фонетических представлений; расширение словарного
запаса; исправление нарушенного звукопроизношения.
В подготовительной к школе группе – совершенствование лексико-грамматических
представлений и развитие связной речи, совершенствование навыков звукового анализа и
обучение грамоте; расширение словарного запаса; исправление нарушенного
звукопроизношения.
Программно-методический комплекс «Учимся с Логошей» применяется только в
подготовительной группе;
Программно-дидактический комплекс «Логомер» рассчитан на весь период обучения во
всех видах коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с ЗПР

3. Организационный раздел
Развивающая предметно-пространственная среда кабинета учителя-логопеда
обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его
положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к
себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями
дошкольного обучения и образования и полностью соответствует требованиям программы
учреждения.
Предметно-пространственная среда выполняет образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организующую, коммуникативную функции. При
создании развивающего пространства мы учитывали ведущую роль игровой деятельности
в развитии дошкольников
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
1) Для содержательного насыщения среды имеются: средства обучения (в том числе
технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое
и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую,
познавательную, исследовательскую и творческую активности детей, двигательную
активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных
играх;
эмоциональное
благополучие
детей
во
взаимодействии
с
предметнопространственным окружением; возможность самовыражения;
2) РППС трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе
меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
3) В РППС заложена функция полифункциональности, которая обеспечивает
возможность разнообразного использования составляющих РППС в разных видах детской
активности; 4) обеспечивается функция доступности воспитанников к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
5) все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования, таким как санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы и правила пожарной безопасности, правила безопасного пользования
Интернетом;
6) все элементы развивающей среды эстетичны и привлекательны, способствуют
формированию основ эстетического вкуса ребенка.

21

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

3.1. Организация развивающей предметно – пространственной среды
Все воспитанники c ЗПР имеют возможность посещать в соответствии с учебным
планом кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинский кабинеты,
музыкальный зал, физкультурный зал.
В групповых помещениях представлены следующие развивающие центры и
уголки, имеющие необходимое оснащение:
центр экспериментирования;
центр формирования ЭМП и конструирования;
уголок природы;
центр патриотического воспитания;
театральный уголок;
центр физического развития;
книжный уголок;
центр развития и коррекции речи; уголок ИЗО.
Кабинет учителя-логопеда поделен на следующие зоны:
зона развития артикуляционной моторики и речевого дыхания;
зона сенсомоторного развития;
зона релаксации и консультирования;
зона интерактивного обучения: интерактивная доска; ПК;
учебная зона.
Оснащение логопедического кабинета.
Логопедический кабинет ДОУ оснащен мебелью:
Столы для занятий по подгруппам – 3 шт.
Стулья детские – 6 шт.
Шкафы для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы – 8 шт.
Настенные
зеркала
40x100
см
на
стойках
для
индивидуальной
работы
над звукопроизношением – 2 шт.
Зеркала d15 см – 6 шт.
Столы возле настенных зеркал для индивидуальной работы с детьми – 2 шт.
Наборы логопедических зондов – 2 шт.
Массажеры для лица и языка – 2 шт.
Антисептические средства для обработки зондов.
Наглядный материал по развитию речи, систематизированный по разделам
программы.
Наглядный материал для обследования речи детей – 2 комплекта.
Учебные пособия в виде карточек с индивидуальными заданиями.
Альбомы для работы над звукопроизношением по группам часто нарушаемых звуков.
Различные речевые игры в соответствии с программными требованиями.
Методическая литература.
Полотенца – 2 штуки.
Мыло жидкое с антисептиком – 1 флакон.
Бумажные салфетки.
Технические средства:
Интерактивная доска
Система звукозаписи и звуковоспроизведения (магнитофон).
Ноутбуки (5 шт.).
22

Многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир).
Цифровые информационные носители (аудиокассеты, диски, флэш-карты):
«Веселый язычок», o
«Динамические
упражнения», o
«Пальчиковая
гимнастика», o «Голоса
птиц», o «Звуки леса», o
«Уроки логопеда» o
«Учимся говорить», o
«Уроки Бабы Яги»,
o
компьютерные игры
творческой группы по
использованию ИКТ с
дошкольниками, o
компьютерные программы для коррекции
речевого развития.
3.2. Режим дня
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливает необходимость
выполнения режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное
взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения
активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется с учётом физической и
умственной работоспособности, а также эмоциональной активности в первой и во второй
половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются:
- время приёма пищи;
- укладывание на дневной сон;
- общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при
выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей способствует их
гармоничному развитию. Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
В середине каждого коррекционно-развивающего занятия с целью предупреждения
переутомления детей проводятся физкультминутки, в середине занятия учитель-логопед
проводит релаксационную паузу.
Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут.
В середине учебного года (декабрь-январь) для воспитанников организуются
каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только
эстетическиоздоровительного цикла, индивидуальные занятия со специалистами.
Индивидуальная работа учителя-логопеда проводится ежедневно за пределами
непосредственно образовательной деятельности. В ходе индивидуальных занятий
решаются задачи профилактики и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР.
Расписание индивидуальной коррекционной работы

23

ПОНЕДЕЛЬНИК

08.00-09.00 11.00-12.00
Илья, Лев
Варя, Миша
Маша, Саша, Павел.
08.00-09.00 11.00-12.00
Дима,?, Леша, Тимофей
Ахмат, Саша, Павел
15-00 – 16.00
Дима, Тимофей, Миша
08.00-09.00 11.00-12.00
Ахмат, Саша, Павел
Маша, Дима, Тимофей
08.00-09.00 11.00-12.00
Леша, Варя, Маша
Ахмат, ?,

08.00-08.30
08.30-9.00
11.00-12.00
ВТОРНИК
08.00-09.00
11-00 – 12.00
СРЕДА
15-00 – 16.00
ЧЕТВЕРГ
08.00-09.00
11.00-12.00
ПЯТНИЦА
08.00-09.00
11.00-11.40

3.3 Циклограмма работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
ПОНЕДЕЛЬНИК
8.00-09.00
11.00-12.00

8.00-09.00

ВТОРНИК

8.00 – 9.00

8.00-09.00
11.00-12.00

11.00 – 12.00

Индивидуальная коррекционная
старшего возраста

СРЕДА
15.00-16.00
18.00-19.00

15.00 – 16.00

Индивидуальная коррекционная работа с детьми
старшего возраста
Консультативная работа с родителями

ЧЕТВЕРГ
8.00-09.00
10.00-11.00

8.00 – 9.00

ПЯТНИЦА

08.00-09.00

08.00-09.00
10.00-11.00

10.00-11.00

11.00-12.00

18.00-19.00

10.00 – 11.00

Индивидуальная коррекционная работа с детьми
младшего возраста
Индивидуальная коррекционная работа с детьми
старшего возраста
Индивидуальная коррекционная работа
с детьми
старшего возраста

Индивидуальная коррекционная
старшего возраста
Индивидуальная коррекционная
старшего возраста
Индивидуальная коррекционная
старшего возраста

работа

детьми

работа

с

детьми

работа

с

детьми

работа с

детьми

4. Список литературы
1. Голубева, Г.Г. Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры
дошкольников / Г.Г. Голубева. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010.
24

с

слова

у

2. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного
возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е.А. Екжанова, Е.А.
Стребелева. – СПб.: Каро, 2008.
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для
детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.:Владос,2003
5. Коробейников, И.А. Специальный стандарт образования – на пути к новым
возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического
развития / И.А. Коробейников // Дефектология. – 2012. – № 1. – С. 10-17.
6. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по
картине / И.Н. Лебедева. – СПб. : ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009.
7. Лопухина И. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Пособие
для логопедов и родителей» - М.: Аквариум, 1995
8. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. — Кн. 1,2. — М.:
Школьная Пресса, 2004. / Под ред. С. Г. Шевченко
9. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного
образования детей с задержкой психического развития (Одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря
2017 г. Протокол № 6/17)
10.Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития /
Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; под. ред. Л.Б. Баряевой, Е.А.
Логиновой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010
11.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по
преодолению общего недоразвития речи у детей». — М., 2009.

25

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
ПОДЛИННОСТЬ ДОКУМЕНТА ПОДТВЕРЖДЕНА.
ПРОВЕРЕНО В ПРОГРАММЕ КРИПТОАРМ.

ПОДПИСЬ
Общий статус подписи:
Сертификат:
Владелец:

Издатель:

Срок действия:
Дата и время создания ЭП:

Подпись верна
6A3FE48AE848882A3D23CCD958BE78D7
RU, Хабаровский край, Гор. Амурск, Хабаровский край, Заведующий,
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17 Г. АМУРСКА АМУРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, 07230473535,
270600248444, sad-17@mail.ru, Елена Евгеньевна, Лахина, Лахина Елена
Евгеньевна
Казначейство России, Казначейство России, RU, г. Москва, Большой
Златоустинский переулок, д. 6, строение 1, 1047797019830, 7710568760, 77
Москва, uc_fk@roskazna.ru
Действителен с: 14.03.2022 16:01:00 UTC+10
Действителен до: 07.06.2023 15:53:00 UTC+10
17.10.2022 12:42:50 UTC+10

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».