Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТА решением педагогического совета ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб протокол от 28.08.2024 г. № 1 УТВЕРЖДЕНА заведующим ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб _______________Симанковой И.В. Приказом от 28.08.2024 г. № 29-ПС РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РАЗЖИВИНОЙ М.В. НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АДАПТИРОВАННОЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Возраст обучающихся от 4 до 7 лет Санкт-Петербург 2024 Целевой раздел Пояснительная записка обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Задачи: реализация содержания Программы; коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ; обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. Принципы: 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников 1 (далее вместе – взрослые); 4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 6) сотрудничество ДОО с семьей; 7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 10) учёт этнокультурной ситуации развития детей. Целевые ориентиры освоения Программы детьми среднего дошкольного возраста с ТНР. К концу данного возрастного этапа ребенок: 1 Пункт 21 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598). внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью; может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует; воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку; прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса обучающихся, звуки различных музыкальных инструментов; с помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах; подпевает при хоровом исполнении песен; выполняет двигательные цепочки из трех - пяти элементов; выполняет общеразвивающие упражнения, ходьбу, бег в заданном темпе; принимает активное участие в подвижных играх с правилами; Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы. К концу данного возрастного этапа ребенок: имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор; проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам; сопереживает персонажам художественных произведений; способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения, знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности; способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества; проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности; ребенок осваивает основные культурные способы художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах; имеет элементарные представления о видах искусства, воспринимает музыку, , народный фольклор; проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам; сопереживает персонажам художественных произведений; способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения, знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности; способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества; проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности; ребенок осваивает основные культурные способы художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах; запоминает и воспроизводит последовательность движений; знает и подчиняется правилам подвижных игр, проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов. Мониторинговым индикатором будут являтся критерии области “Музыка” “Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС” Л.Н. Лавровой, И.В. Чеботаревой. (Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО. - «ТЦ Сфера», 2017.) Сроки проведения мониторинга два раза в год (сентябрь, май) по необходимости – промежуточный (январь) по группе риска (Индивидуальная образовательная траектория) длительность проведения - 2 недели Показатели развития детей, представленные в диагностике, определены в соответствии с видами детской деятельности и образовательными областями. (https://disk.yandex.ru/i/iF_HL2DFwtCvcA). Содержательный раздел "Художественно-эстетическое развитие" раздел «Музыка» Задачи и содержание образовательной деятельности обучающихся с ТНР Основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для: развития у обучающихся интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного), в том числе народного творчества; развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора; приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. В сфере развития у обучающихся интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества. Программа относит к образовательной области художественно-эстетического развития приобщение обучающихся к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческую деятельность обучающихся музыкальной деятельности и других видах художественно-творческой деятельности. Основное содержание образовательной деятельности в области « Музыка» с детьми среднего дошкольного возраста. Обучающийся в возрасте 4 - 5-ти лет, в том числе и с ТНР, активно проявляет интерес к миру искусства (музыки, живописи). В рамках образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" музыкальный руководитель создаёт соответствующую возрасту обучающихся, особенностям развития их моторики и речи среду для детского художественного развития. Содержание Образовательную деятельность в рамках указанной области проводят воспитатели, музыкальный руководитель, согласуя её содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом. Активными участниками образовательного процесса в области "Художественно-эстетическое развитие" являются родители (законные представители) обучающихся, а также все остальные специалисты, работающие с детьми с ТНР. При реализации направления "Музыка" обучающиеся учатся эмоционально, адекватно воспринимать разную музыку, развивают слуховое внимание и сосредоточение, музыкальный слух (звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый), привлекают их к участию в различных видах музыкальной деятельности (пение, танцы, музыкально-дидактические и хороводные игры, игры на детских музыкальных инструментах). Обучающиеся учатся распознавать настроение музыки, характер (движение, состояние природы). Музыкальные занятия проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель. При необходимости в этих занятиях может принимать участие учитель-логопед. Элементы музыкально-ритмических занятий используются на групповых и индивидуальных коррекционных занятиях с детьми. Основное содержание образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Реализация содержания раздела "Музыка" направлена на обогащение музыкальных впечатлений обучающихся, совершенствование их певческих, танцевальных навыков и умений. Продолжается работа по формированию представлений о творчестве композиторов, о музыкальных инструментах, об элементарных музыкальных формах. В этом возрасте обучающиеся различают музыку разных жанров и стилей. Знают характерные признаки балета, оперы, симфонической и камерной музыки. Различают средства музыкальной выразительности (лад, мелодия, метроритм). Обучающиеся понимают, что характер музыки определяется средствами музыкальной выразительности. Особое внимание в музыкальном развитии дошкольников с нарушениями речи уделяется умению рассказывать, рассуждать о музыке адекватно характеру музыкального образа. В этот период музыкальный руководитель, воспитатели и другие специалисты продолжают развивать у обучающихся музыкальный слух (звуко-высотный, ритмический, динамический, тембровый), учить использовать для музыкального сопровождения самодельные музыкальные инструменты, изготовленные с помощью педагогических работников. Музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты разнообразно применяются в ходе занятий учителя-логопеда, воспитателей, инструкторов по физической культуре и, конечно же, на музыкальных занятиях. Большое значение для развития слухового восприятия обучающихся (восприятия звуков различной громкости и высоты), развития общеречевых умений и навыков (дыхательных, голосовых, артикуляторных) имеет взаимодействие учителя-логопеда, музыкального руководителя и воспитателей. Взаимодействие музыкального руководителя с детьми: 1. Формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают следующие аспекты образовательной среды: характер взаимодействия с музыкальным руководителем; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы В дошкольном возрасте (4 года ‒ 7 лет): игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другие); музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). Для достижения задач воспитания в ходе реализации используются следующие методы: организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы); осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример); мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы). При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы (словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей: 1)и информационно-рецептивного метода 2) репродуктивный метод 3) метод проблемного изложения 4) при применении эвристического метода (частично-поискового) 5) исследовательский метод Для решения задач воспитания и обучения широко применяется метод проектов. Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, учитываются возрастные и личностные особенности детей. При реализации Программы используются различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов: демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и искусственные; реальные и виртуальные. Средства используются для развития следующих видов деятельности детей: двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другое); предметной (образные и дидактические игрушки, реальные предметы и другое); игровой (игры, игрушки, игровое оборудование и другое); коммуникативной (дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы и другое); познавательно-исследовательской и экспериментирования (натуральные предметы и оборудование для исследования и образносимволический материал, в том числе макеты, плакаты, модели, схемы и другое); музыкальной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и другое). При выборе форм, методов, средств реализации программы учитываются субъектные проявления ребёнка в деятельности: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности . Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Образовательная деятельность включает: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО. Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, выбирается один или несколько вариантов совместной деятельности: 1) совместная деятельность музыкального руководителя с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому; 2) совместная деятельность ребёнка с музыкальным руководителем, при которой ребёнок и педагог ‒ равноправные партнеры; 3) совместная деятельность группы детей под руководством музыкального руководителя, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей; 4) совместная деятельность детей со сверстниками без участия музыкального руководителя, но по его заданию. В этой ситуации он не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей; 5) самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия музыкального руководителя. Это могут быть самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и другое),. Организуя различные виды деятельности, учитывается опыт ребёнка, его субъектные проявления (самостоятельность, творчество при выборе содержания деятельности и способов его реализации, стремление к сотрудничеству с детьми, инициативность и желание заниматься музыкальным видом деятельности) Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в другие виды деятельности (например, коммуникативная, музыкальная и.т.д.). Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности. Игра в педагогическом процессе выполняет различные функции: обучающую, познавательную, развивающую, воспитательную, социокультурную, коммуникативную, эмоциогенную, развлекательную, диагностическую, психотерапевтическую и другие. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления его личности, музыкальный руководитель максимально использует все варианты её применения в ДО. Образовательная музыкальная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная задача в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни ДОО, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, может включать: игровые музыкальные ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие); индивидуальную работу с детьми в соответствии с разными задачами в музыкальной области; продуктивную деятельность детей по интересам детей (повторение песен, игра на музыкальных инструментах, театрализованная деятельность); Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий. Введение термина «занятие» не означает регламентацию процесса. Термин фиксирует форму организации образовательной деятельности. Содержание и педагогически обоснованную методику проведения музыкальных занятий выбирается музыкальным руководителем самостоятельно. Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, может включать: проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое); игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие); слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации; индивидуальную работу ; работу с родителями (законными представителями). Способы и направления поддержки детской инициативы. Любая деятельность ребенка в ДОО может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности, например: • самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование; • свободные сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры; • игры – импровизации и музыкальные игры; самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, • выполнение ритмических и танцевальных движений Для поддержки детской инициативы учитываются следующие условия: - уделять внимание развитию детского интереса к окружающему миру, - организовывать ситуации, способствующие активизации личного опыта ребенка в деятельности, - расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития детей область задач, которые ребенок способен и желает решить самостоятельно, -уделять внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребенка творчества, сообразительности, поиска новых подходов - поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня пребывания ребенка в ДОО, используя приемы поддержки, одобрения, похвалы; - создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания ребенка преодолевать трудности, доводить деятельность до результата; - поощрять и поддерживать желание детей получить результат деятельности, обращать внимание на важность стремление к качественному результату, подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество своего результата; - внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к ее дозированию. Если ребенок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда изменилась обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и смекалку ребенка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае; - поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества через использование приемов похвалы, одобрения, восхищения. Для поддержки детской инициативы рекомендовано использовать ряд способов и приемов. 1) Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения задачи, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение 2) У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. 3) Особое внимание уделить общению с ребёнком в период проявления кризиса семи лет: характерные для ребёнка изменения в поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребёнком. 4) Может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания 5) Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также способствует развитию самостоятельности у детей. 6) Уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребёнка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся. Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач: 1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДО; 2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей; 3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи; 4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач; 5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Построение взаимодействия с родителями (законными представителями) должно придерживаться следующих принципов: 1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка; 2) открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДО и семье; 3) взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагога и родителей (законных представителей): при взаимодействии необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагога, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей; 4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач; 5) возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей. В работе с родителями (законными представителями) предусмотрены формы посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия: семинары-практикумы; мастер-классы: педагоги - родителям; педагоги - родителям и детям; родители - родителям и детям «Девичьи посиделки» консультации открытые занятия; индивидуальные и групповые консультации информирование и просвещение через сайт ДО, социальные сети семейный фестиваль – Минута славы родительские собрания дни открытых дверей совместная деятельность праздники, досуги «Семейный клуб» под рубрикой «Семья. Дети. ИКТ.» Формы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся Все группы Целевая аудитория родители (законные представители) Все группы Все группы Все группы Все группы Подготовительные к школе группы родители (законные представители) и дети родители (законные представители) и дети родители (законные представители) и дети Форма работы Общее и групповые родительские собрания Семейный фестиваль Содержание Отв. исполнитель Опрос, просвещение, Заведующий ГБДОУ консультирование Зам. зав. по УВР Старший воспитатель Специалисты ДОО Воспитатели Музыкальный «Минута славы» руководитель Срок Сентябрь Ноябрь Музыкальный руководитель Декабрь «Новый год» Март Праздник «8 Марта» Музыкальный руководитель родители (законные представители) Дни открытых дверей родители (законные представители) Праздник Воспитатели Учителя-логопеды Специалисты Музыкальный руководитель Апрель «Посмотри и поучись!» Праздник «Выпускной бал» Апрель План взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников в рамках «Семейного клуба» рубрика “Семья. Дети. ИКТ." 1.5-3 года 3 - 6 лет 6-7 лет Сентябрь Видео для родителей детей адаптационных групп Экскурсия в музыкальный зал Май “Музыка и малыши” Отв. муз. руководитель “Ребёнок в мире музыки”:“Детский альбом”. П.И.Чайковский Отв.: муз. руководитель Программа коррекционно-развивающей работы Организационный раздел (условия реализации образовательной программы дошкольного образования) Многофункциональный актовый/Музыкальный зал Специализированная мебель, оборудование и системы хранения Мобильная стойка для театральных костюмов шт. 1 Рояль/фортепьяно шт. 1 Рулонные шторы для затемнения окон шт. 12 Стул/Кресло для актового зала шт. 30 Управляемая видеокамера шт. 1 Оборудование сцены Переносного оборудования (переносной проектор, экран на треноге) Комплект переносного оборудования (мобильная акустическая система, микрофон) шт. 1 шт. 1 Стационарная интерактивная доска с проектором Проектор для актового зала с потолочным креплением шт. 1 Звукотехническое оборудование Вокальный радиомикрофон шт. 1 Звукоусиливающая аппаратура с комплектом акустических систем шт. 1 Светотехническое оборудование Светильник ультрафиолетового света (оборудование для обеззараживания воздуха) шт. 1 Театральный линзовый прожектор шт. 1 Помещение для декораций, бутафории, хранения костюмов Атрибуты для проведения праздников согласно ОП ДО шт. 1 Атрибуты шт. 1 для проведения праздников согласно образовательной программе ДОО Комплект декораций шт. 1 Комплект театральных костюмов детский шт. 10 Комплект театральных костюмов взрослый шт. 1 Полки для бутафории и реквизита шт. 2 Полки для хранения париков со стойками шт. 2 Шкаф для хранения костюмов шт. 2 Оборудование для проведения занятий с детьми Барабан с палочками шт. 10 Браслет на руку с 4 бубенчиками шт. 30 Бубен большой шт. 1 Бубен маленький шт. 2 Бубен средний шт. 2 Вертушка (шумовой музыкальный инструмент) шт. 10 Воздушные шары шт. 20** Детское пианино шт. 1 Дудочка шт. 2 Звуковой молоток (ударный музыкальный инструмент) шт. 20 Игровой детский домик шт. 1 Игровые ложки (ударный музыкальный инструмент) шт. 50 Кастаньеты деревянные шт. 10 Кастаньеты с ручкой шт. 10 Комплект видеофильмов для детей дошкольного возраста шт. 1 Комплект записей с музыкальными произведениями шт. 1 Комплект записей со звуками природы шт. 1 Комплект карточек с изображением музыкальных инструментов шт. 10 Комплект карточек с портретами композиторов шт. 10 Кукла (крупного размера) шт. 2 Ленты разноцветные на кольце шт. По кол-ву детей в группе Маракас шт. 10 Металлофон – альт диатонический шт. 2 Металлофон 12 тонов и более шт. 10 Музыкальные колокольчики (набор) шт. 10 Мягкие игрушки различных размеров, изображающие животных шт. 10 Набор знаков дорожного движения шт. 1 Набор из 5 русских шумовых инструментов (детский) шт. 5 Набор перчаточных кукол по сказкам шт. 10 Набор струнных музыкальных инструментов шт. 1 Платочки шт 50 Погремушки шт. По кол-ву детей в группе Ростовая кукла шт. 3 Румба шт. 10 Свистульки шт. 10 Стойка для дорожных знаков шт. 20 Султанчики шт. 50 Треугольники (набор – 4 шт., ударный музыкальный инструмент) шт. 4 Флажки разноцветные шт. По кол-ву детей в группе Шапочка-маска для театрализованных представлений шт. По кол-ву детей в группе Ширма напольная для кукольного театра шт. 1 Отдельный кабинет музыкального руководителя Специализированная мебель, оборудование и системы хранения шт. 1 Кресло педагога шт. 1 Стеллаж для документации и пособий шт. 4 Стол педагога шт. 1 Шкаф для одежды шт. 1 Технические средства Компьютер педагога с периферией/Ноутбук (лицензионное программное обеспечение, в том числе программное обеспечение для обработки звука) шт. 1 Календарный план воспитательной работы Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО. Январь: 27 января: День снятия блокады Ленинграда. Февраль: 8 февраля: День российской науки; 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 21 февраля: Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества. Март: 8 марта: Международный женский день; 27 марта: Всемирный день театра. Апрель: 12 апреля: День космонавтики; Май: 1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы; 19 мая: День детских общественных организаций России; 24 мая: День славянской письменности и культуры. Июнь: 1 июня: День защиты детей; 6 июня: День русского языка; 12 июня: День России; 22 июня: День памяти и скорби. Июль: 8 июля: День семьи, любви и верности. Август: 12 августа: День физкультурника; 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации; 27 августа: День российского кино. Сентябрь: 1 сентября: День знаний; 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом; 8 сентября: Международный день распространения грамотности; 27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников. Октябрь: 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки; 4 октября: День защиты животных; 5 октября: День учителя; Третье воскресенье октября: День отца в России. Ноябрь: 4 ноября: День народного единства; 8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России; Последнее воскресенье ноября: День матери в России; 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. Декабрь: 3 декабря: День неизвестного солдата; 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России; 8 декабря: Международный день художника; 9 декабря: День Героев Отечества; 12 декабря: День Конституции Российской Федерации; 31 декабря: Новый год. Приложения Список детей Календрно-темтическое планирование Расписание Список литературы Ранний возраст. От 1,5 до 3 лет Художественно-эстетическое развитие Музыкальная деятельность Буренина А.И.,Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста .-СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.-144 с. Ветлугина Н., Дзержинская И., и др. Музыка в детском саду. Песни, игры, пьесы для детей 2-3 лет. Фортепиано (баян).-Музыка Москва, 1967-73 с. Вихарева Г.Ф. Споем, попляшем, поиграем. Песенки-игры для малышей.- Музыкальная палитра, г. Санкт-Петербург. 2011- 42с. Захарова С.Н. Праздники в детском саду. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-256с. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика –Синтез, 2005. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика –Синтез, 200564с. Каплунова И., Новоскольцева И. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха». Выпуск 1. Методическое пособие.-Невская нота Санкт-Петербург , 2009-62с. Каплунова И., Новоскольцева И. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха». Выпуск 2. Методическое пособие. - Невская нота Санкт-Петербург , 2009-66с. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.-Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2005-78с. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Потанцуй со мной, дружок.-Невская нота Санкт-Петербург.2010 -72с. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического. -Ростов н/ Д: Феникс, 2010-218с. Никитина Е.А. Новогодние праздники в детском саду. Сценарии с нотным приложением. Выпуск 1.- М.:ТЦ Сфера, 2008-48 с. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игр и забавы для детей. - М.: ТЦ «Сфера, 1999. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. – М.: ТЦ Сфера, 2009-128с. Роот З.Я. Новогодние праздники в детском саду. Выпуск 2. Сценарии с нотным приложением.-М.: ТЦ Сфера, 2008 - 48 с. Юдина С.Е. Мы друзей зовем на праздник: Музыкальные сценарии и песни для малышей/Художник В.Н. Куров - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.-128с. Театрализованная деятельность Буренина А.И. «Театр всевозможного».Вып.1: От игры до спектакля: Учебн.-метод.пособие.-2-е изд., перераб. И доп.-СПб., 2002. -114 с. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва: ТЦ «Сфера» 2001. -128 с. Родина М.И.,Буренина А.И. Кукляндия: Учеб.-метод. Пособие по театрализованной деятельности.-СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра»,2008.-112 с. Сорокина, Н. Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра / Н. Ф. Сорокина Л. Г. Миланович. 8 c. М.: Айрис-пресс, 2007. — 96 с. + вкл. 8с.(Дошкольное воспитание и развитие). Младшая группа Музыкальная деятельность Бодраченко И. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-7 лет. – М.: «Айрис Пресс», 2009.-76с. Буренина А.И.,Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста .-СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.-144 с. Ветлугина Н., Дзержинская И., и др. Музыка в детском саду. Песни, игры, пьесы для детей 2-3 лет. Фортепиано (баян).-Музыка Москва, 1967-73 с. Вихарева Г.Ф. Споем, попляшем, поиграем. Песенки-игры для малышей.- Музыкальная палитра, г. Санкт-Петербург. 2011- 42с. Захарова С.Н. Праздники в детском саду. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-256с. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика –Синтез, 2005. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика –Синтез, 200564с. Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст. Старший дошкольный возраст. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2004. Каплунова И., Новоскольцева И. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха». Выпуск 1. Методическое пособие.-Невская нота Санкт-Петербург , 2009-62с. Каплунова И., Новоскольцева И. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха». Выпуск 2. Методическое пособие. - Невская нота Санкт-Петербург , 2009-66с. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.-Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2005-78с. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Потанцуй со мной, дружок.-Невская нота Санкт-Петербург.2010 -72с. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (младшая группа). –«Композитор» г. Санкт-Петербург. 1999-63 с. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического. - Ростов н / Д: Феникс, 2010-218с. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 3-4 лет. Песни и упражнения для развития голоса.- М.:ТЦ Сфера, 2015 – 80 с. Никитина Е.А. Новогодние праздники в детском саду. Сценарии с нотным приложением. Выпуск 1.- М.:ТЦ Сфера, 2008-48 с. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игр и забавы для детей. - М.: ТЦ «Сфера, 1999. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. – М.: ТЦ Сфера, 2009-128с. Роот З.Я. Новогодние праздники в детском саду. Выпуск 2. Сценарии с нотным приложением.-М.: ТЦ Сфера, 2008-48с. Шейн В.А. Гамма: Сценарии музыкально-развивающих игр по обучению детей 3-6 лет музыкальной грамоте. Выпуски 1, 2, 3. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ, педагогов музыкальных студий - М.:Издательство ГНОМ и Д, 2002. Юдина С.Е. Мы друзей зовем на праздник: Музыкальные сценарии и песни для малышей/Художник В.Н. Куров - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.-128с. Театрализованная деятельность Буренина А.И. «Театр всевозможного».Вып.1: От игры до спектакля: Учебн.-метод.пособие.-2-е изд., перераб. И доп.-СПб., 2002. -114 с. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва: ТЦ «Сфера» 2001. -128 с. Родина М.И.,Буренина А.И. Кукляндия: Учеб.-метод. Пособие по театрализованной деятельности.-СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра»,2008.-112 с. Гавришева Л.Б. Музыка, игра-театр! Экологические сценарии театрализованных игр для детей логопедических групп дошкольных образовательных учреждений.-СПб.: «Детство-Пресс», 2004-80 с. Средняя группа Музыкальная деятельность Бодраченко И. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-7 лет. – М.: «Айрис Пресс», 2009.-76с. Буренина А.И.,Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста .-СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.-144 с. Вихарева Г.Ф. Споем, попляшем, поиграем. Песенки-игры для малышей.- Музыкальная палитра, г. Санкт-Петербург. 2011- 42с. Захарова С.Н. Праздники в детском саду. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-256с. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика –Синтез, 2005. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика –Синтез, 200564с. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С. Комаровой.-М.: Мозаика –Синтез, 2005. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010-176с. Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст. Старший дошкольный возраст. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2004. Каплунова И., Новоскольцева И. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха». Выпуск 1. Методическое пособие.-Невская нота Санкт-Петербург , 2009-62с. Каплунова И., Новоскольцева И. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха». Выпуск 2. Методическое пособие. - Невская нота Санкт-Петербург , 2009-66с. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.-Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2005-78с. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Потанцуй со мной, дружок.-Невская нота Санкт-Петербург.2010 -72с. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста (младшая группа). –«Композитор» г. Санкт-Петербург. 1999-63с Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Средняя группа. Конспекты музыкальных занятий. – «Композитор» г. СанктПетербург. 2007-270с Костина Э.П. Музыкально - дидактические игры: метод. пособие/ Э.П. Костина.-Ростов н/ Д: Феникс, 2010-212с. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического. -Ростов н/ Д: Феникс, 2010-218с. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 4-5 лет. Песни и упражнения для развития голоса.- М.:ТЦ Сфера, 2015 – 96с. Никитина Е.А. Здравствуй, осень! Сценарии осенних праздников с нотным приложением для ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2002. Никитина Е.А. Новогодние праздники в детском саду. Сценарии с нотным приложением. Выпуск 1.- М.:ТЦ Сфера, 2008-48 с. Осень в гости к нам пришла: сценарии утренников и развлечений для дошкольников /сост. Н.М.Амирова, О.П.Власенко, Т.А.Лунева, Г.П.Попова. - Волгоград: Учитель, 2007- 316 с. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игр и забавы для детей. - М.: ТЦ «Сфера, 1999. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. –М.: ТЦ Сфера, 2009-128с. Роот З.Я. Новогодние праздники в детском саду. Выпуск 2. Сценарии с нотным приложением.-М.: ТЦ Сфера, 2008-48с. Роот З.Я. Осенние праздники в детском саду . Выпуск 2. Сценарии с нотным приложением.- М: ТЦ Сфера, 2008. Роот З. Танцы с нотами для детского сада. / Зинаида Роот. - 2-е изд.-М.: Айрис Пресс, 2007-112с. Сценарии детских праздников с песнями и нотами / Сост. Ю.Г.Гришкова. - Мн.: ООО "Юнипресс", 2004 - 432 с. Фоменкова Н.А. Мой счастливый детский сад: Сценарии праздников, пьесы и развлечения, конспекты занятий, стихи, песни, загадки/ Владим.обл. Ин-т усоверш. Учителей.- Владимир, 1997 - 256 с. Шейн В.А. Гамма: Сценарии музыкально-развивающих игр по обучению детей 3-6 лет музыкальной грамоте. Выпуски 1, 2, 3. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ, педагогов музыкальных студий - М.:Издательство ГНОМ и Д, 2002. Юдина С.Е. Мы друзей зовем на праздник: Музыкальные сценарии и песни для малышей/Художник В.Н. Куров - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.-128с. Театрализованная деятельность Буренина А.И. «Театр всевозможного».Вып.1: От игры до спектакля: Учебн.-метод.пособие.-2-е изд., перераб. И доп.-СПб., 2002. -114 с. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва: ТЦ «Сфера» 2001. -128 с. Родина М.И.,Буренина А.И. Кукляндия: Учеб.-метод. Пособие по театрализованной деятельности.-СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра»,2008.-112 с. Гавришева Л.Б. Музыка, игра-театр! Экологические сценарии театрализованных игр для детей логопедических групп дошкольных образовательных учреждений.-СПб.: «Детство-Пресс», 2004-80 с. Старшая группа Музыкальная деятельность Бодраченко И. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-7 лет. – М.: «Айрис Пресс», 2009.-76с. Буренина А.И.,Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста .-СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.-144 с. Власенко О.П. Прощание с детским садом: сценарии выпускных утренников и развлечений для дошкольников / авт.-сост. О.П.Власенко. Волгоград: Учитель, 2007-319 с. Захарова С.Н. Праздники в детском саду. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-256с. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика –Синтез, 2005. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика –Синтез, 200564с. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С. Комаровой.-М.: Мозаика –Синтез, 2005. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. -М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010-176с. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2004. Каплунова И., Новоскольцева И. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха». Выпуск 1. Методическое пособие.-Невская нота Санкт-Петербург , 2009-62с. Каплунова И., Новоскольцева И. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха». Выпуск 2. Методическое пособие. - Невская нота Санкт-Петербург , 2009-66с. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.-Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2005-78с. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Потанцуй со мной, дружок.-Невская нота Санкт-Петербург.2010 -72с. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., Праздник каждый день. Дополнительный материал к «Конспектам музыкальных занятий» с аудиоприложением (2 CD). Старшая группа.- –«Композитор» г. Санкт-Петербург. 2009-198с. Костина Э.П. Музыкально - дидактические игры: метод. пособие/ Э.П. Костина.-Ростов н/ Д: Феникс, 2010-212с. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического. -Ростов н/ Д: Феникс, 2010-218с. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 5-6 лет. Песни и упражнения для развития голоса.- М.:ТЦ Сфера, 2015 – 160с. Никитина Е.А. Здравствуй, осень! Сценарии осенних праздников с нотным приложением для ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2002. Никитина Е.А. Новогодние праздники в детском саду. Сценарии с нотным приложением. Выпуск 1.- М.:ТЦ Сфера, 2008-48 с. Осень в гости к нам пришла: сценарии утренников и развлечений для дошкольников /сост. Н.М.Амирова, О.П.Власенко, Т.А.Лунева, Г.П.Попова. - Волгоград: Учитель, 2007- 316 с. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игр и забавы для детей. - М.: ТЦ «Сфера, 1999. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. –М.: ТЦ Сфера, 2009-128с. Роот З.Я. Новогодние праздники в детском саду. Выпуск 2. Сценарии с нотным приложением.-М.: ТЦ Сфера, 2008-48с. Роот З.Я. Осенние праздники в детском саду . Выпуск 2. Сценарии с нотным приложением.- М: ТЦ Сфера, 2008. Роот З. Танцы с нотами для детского сада. / Зинаида Роот. - 2-е изд.-М.: Айрис Пресс, 2007-112с. Сценариии детских праздников с песнями и нотами / Сост. Ю.Г.Гришкова. - Мн.: ООО "Юнипресс", 2004 - 432 с. Фоменкова Н.А. Мой счастливый детский сад: Сценарии праздников, пьесы и развлечения, конспекты занятий, стихи, песни, загадки/ Владим.обл. Ин-т усоверш. Учителей.- Владимир, 1997 - 256 с. Шейн В.А. Гамма: Сценарии музыкально-развивающих игр по обучению детей 3-6 лет музыкальной грамоте. Выпуски 1, 2, 3. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ, педагогов музыкальных студий - М.:Издательство ГНОМ и Д, 2002. Юдина С.Е. Мы друзей зовем на праздник: Музыкальные сценарии и песни для малышей/Художник В.Н. Куров - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.-128с. Подготовительная к школе группа Музыкальная деятельность Бодраченко И. Музыкальные игры в детском саду для детей 3-7 лет. – М.: «Айрис Пресс», 2009.-76с. Буренина А.И.,Тютюнникова Т.Э. Тутти: Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста .-СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.-144 с. Власенко О.П. Прощание с детским садом: сценарии выпускных утренников и развлечений для дошкольников / авт.-сост. О.П.Власенко. Волгоград: Учитель, 2007-319 с. Захарова С.Н. Праздники в детском саду. - М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-256с. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика –Синтез, 2005. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика –Синтез, 200564с. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / Под ред. Т.С. Комаровой.-М.: Мозаика –Синтез, 2005. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010-176с. Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст. Старший дошкольный возраст. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2004. Каплунова И., Новоскольцева И. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха». Выпуск 1. Методическое пособие.-Невская нота Санкт-Петербург , 2009-62с. Каплунова И., Новоскольцева И. «Хи-хи-хи да ха-ха-ха». Выпуск 2. Методическое пособие. - Невская нота Санкт-Петербург , 2009-66с. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.-Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2005-78с. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Потанцуй со мной, дружок.-Невская нота Санкт-Петербург.2010 -72с. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А., Праздник каждый день. Дополнительный материал к «Конспектам музыкальных занятий» с аудиоприложкнием (2 CD). Подготовительная группа.- –«Композитор» г. Санкт-Петербург. 2009-198с. Костина Э.П. Музыкально - дидактические игры: метод. пособие/ Э.П. Костина.-Ростов н/ Д: Феникс, 2010-212с. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры для формирования и развития музыкального слуха детей: звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического. -Ростов н/ Д: Феникс, 2010-218с. Мерзлякова С.И. Учим петь детей 6-7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. - М.:ТЦ Сфера, 2015 – 176 с. Никитина Е.А. Здравствуй, осень! Сценарии осенних праздников с нотным приложением для ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2002. Никитина Е.А. Новогодние праздники в детском саду. Сценарии с нотным приложением. Выпуск 1.- М.:ТЦ Сфера, 2008-48 с. Осень в гости к нам пришла: сценарии утренников и развлечений для дошкольников /сост. Н.М.Амирова, О.П.Власенко, Т.А.Лунева, Г.П.Попова. - Волгоград: Учитель, 2007- 316 с. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игр и забавы для детей. - М.: ТЦ «Сфера, 1999. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Музыка о животных и птицах. –М.: ТЦ Сфера, 2009-128с. Роот З.Я. Новогодние праздники в детском саду. Выпуск 2. Сценарии с нотным приложением.-М.: ТЦ Сфера, 2008-48с. Роот З.Я. Осенние праздники в детском саду . Выпуск 2. Сценарии с нотным приложением.- М: ТЦ Сфера, 2008. Роот З. Танцы с нотами для детского сада. / Зинаида Роот. - 2-е изд.-М.: Айрис Пресс, 2007-112с. Сценариии детских праздников с песнями и нотами / Сост. Ю.Г.Гришкова. - Мн.: ООО "Юнипресс", 2004 - 432 с. Фоменкова Н.А. Мой счастливый детский сад: Сценарии праздников, пьесы и развлечения, конспекты занятий, стихи, песни, загадки/ Владим.обл. Ин-т усоверш. Учителей.- Владимир, 1997 - 256 с. Юдина С.Е. Мы друзей зовем на праздник: Музыкальные сценарии и песни для малышей/Художник В.Н. Куров - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.-128с. Театрализованная деятельность Буренина А.И. «Театр всевозможного».Вып.1: От игры до спектакля: Учебн.-метод.пособие.-2-е изд., перераб. И доп.-СПб., 2002. -114 с. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. Москва: ТЦ «Сфера» 2001. -128 с. Родина М.И.,Буренина А.И. Кукляндия: Учеб.-метод. Пособие по театрализованной деятельности.-СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра»,2008.-112 с. Гавришева Л.Б. Музыка, игра-театр! Экологические сценарии театрализованных игр для детей логопедических групп дошкольных образовательных учреждений.-СПб.: «Детство-Пресс», 2004-80 с.