Рабочая программа по реализации Образовательной программы дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) Глеб Д.Ш.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА
решением педагогического совета
ГБДОУ детский сад № 35
Фрунзенского района СПб
Протокол №1 от 28.08.2024 г. № 29

УТВЕРЖДЕНА
заведующим ГБДОУ детский сад №
35
Фрунзенского района СПб
_______________Симанковой И.В.
Приказом от 28.08. 2023 г. № 29 - ПС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2024-2025 учебный год
к Образовательной программе, адаптированной для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) дошкольного
образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Возраст обучающихся: 4 - 7 лет
инструктора по физической культуре
Глеб Дили Шакирьяновны

Санкт – Петербург
2024

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка

1.1

Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального
сопровождения обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Варьироваться могут степень
участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что
способствует реализации и развитию потенциальных возможностей обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Цель:
Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовнонравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его
образовательных потребностей и интересов

●
●
●
●

●
●

●

●
●
●

Задачи:
реализация содержания Программы;
коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том
числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их физических,
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ;
обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;

2

обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных способностей ребёнка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности;
● обеспечения вариативности и разнообразия содержания и организационных форм
дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей;
● достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимых достаточных
знаний, умений и навыков для успешного освоения ими образовательных программ
начального общего образования.
●

Планируемые результаты в образовательной области «Физическое
развитие» по возрастам.

1.2

●

●

●

●

●

●

●
●

●

К 4 годам
Ребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим
упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям
(бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм;
Ребенок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с
интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных
ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет
ритмические упражнения под музыку;
Ребенок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений,
сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы,
переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех
темпе;
Ребенок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и тому
подобное, соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах,
положительно влияющих на здоровье;
Ребенок владеет элементарными нормами и правилами поведения, связанными с
определенными разрешениями и запретами («можно», «нельзя»), демонстрирует
стремление к положительным поступкам;
Ребенок демонстрирует интерес к сверстникам в повседневном общении и бытовой
деятельности, владеет элементарными средствами общения в процессе взаимодействия
со сверстниками;
Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения; осваивает безопасные
способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения;
Ребенок демонстрирует познавательную активность в деятельности, проявляет эмоции
удивления в процессе познания, отражает в общении и совместной деятельности со
взрослыми и сверстниками полученные представления о предметах и объектах
ближайшего окружения, задает вопросы констатирующего и проблемного характера;
Ребенок проявляет потребность в познавательном общении со взрослыми;
демонстрирует стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств
предметов, к простейшему экспериментированию с предметами и материалами;
проявляет элементарные представления о величине, форме и количестве предметов и
умения сравнивать предметы по этим характеристикам;

3

Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые
произведения, проявляет эмоциональную отзывчивость, различает музыкальные ритмы,
передает их в движении;
● Ребенок активно взаимодействует со сверстниками в игре, принимает на себя роль и
действует от имени героя, строит ролевые высказывания, использует предметызаместители, разворачивает несложный игровой сюжет из нескольких эпизодов
●

●

●

●

●

●

●

●
●
●

К пяти годам:
ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с
физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата, испытывает
потребность в двигательной активности;
ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость,
ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет
основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных
упражнений, с желанием играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве,
переносит освоенные движения в самостоятельную деятельность;
ребёнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно
охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае
недомогания;
ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их
правильной организации
К шести годам:
ребёнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности,
проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам,
показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет
представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха;
ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой, демонстрирует
выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет упражнения
в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при составлении несложных
комбинаций из знакомых упражнений;
ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание
других детей и организовать знакомую подвижную игру;
ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе
ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов;
ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя
гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован
на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих

На этапе завершения освоения программы (к концу дошкольного возраста):
● у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества;
● ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может
контролировать свои движение и управлять ими;
● ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены;

4

●

●
●
●
●

●

1.3

ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие,
основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает
простейшие туристские навыки, ориентируется на местности;
ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности;
ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять
анализ своей двигательной деятельности;
ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий
физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта;
ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в
двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать,
укрепить и сохранить его;
ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему
здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим
людям

Особенности детей с ТНР

Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично
не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на
становление психики.
Психологические особенности детей с ТНР
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей
сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в
психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной,
эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.
Особенности развития восприятия:
Слухового-нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания.
Зрительного-бедность и недеференцированность зрительных представлений. Нарушение
операции синтеза при складывании картинки из частей.
Пространственного-нарушения
ориентировки
в
пространстве,
трудности
в
дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».
Характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие
понимания слов.
Особенности развития памяти:
Отмечается снижение продуктивности запоминания
Характерно долгое запоминание и быстрое забывание
Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы
Объем слуховой памяти значительно снижен
Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания
Особенности внимания детей с ТНР:
неустойчивость
трудности переключения и распределения
трудности в планировании и контроле своих действий
трудности сосредоточения на вербальном материале
Особенности развития мышления:
-с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением
5

-вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности
-характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.
Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно действенное и наглядно - образное мышление.
Особенности эмоционально –волевой сферы:
Эмоциональная незрелость
Трудности произвольного поведения
Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению
Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения,
негативизм
Заниженная самооценка
Повышенная обидчивость, ранимость
Тревожность
Агрессивное поведение разной степени выраженности
ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические
особенности эмоционально - волевой сферы. У детей с ринолалией нарушение речи
способствует развитию таких качеств личности, как застенчивость, нерешительность,
замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности. У детей с дизартрией
эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной
возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности,
двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены,
пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.
Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у
некоторых
недостаточно
развито
чувство
дистанции.
Характерологические
и
патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в себе,
обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются
в себе. Дети с моторной алалией весьма разнородны по особенностям эмоционально - волевой
сферы. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности,
неуверенность в себе, речевой негативизм. Менее малочисленной является группа детей,
которым свойственна повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда
продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего
языкового расстройства.

1.4

Принципы:

1)полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего
образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе –
взрослые);

6

4)признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
5)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6)сотрудничество ДОО с семьей;
7)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в
различных видах деятельности;
9)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
10)учёт этнокультурной ситуации развития детей.

1.5

Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов.

Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов детей с ОВЗ
направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений,
склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и
сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять
на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и
организацию образовательной деятельности.
Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются
требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы может проводиться оценка
индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической
диагностики. Вопрос о её проведении для получения информации о динамике возрастного
развития ребёнка и успешности освоения им Программы, формах организации и методах
решается непосредственно ДО.
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных
результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
 планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДО заданы как
целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства;
 целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной
оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей;
 освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации обучающихся.
Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на
оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее
планирование.

7

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Периодичность проведения педагогической диагностики определяется ДОО.
Оптимальным является её проведение на начальном этапе освоения ребёнком образовательной
программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая
диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой
(заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе
учитывается адаптационный период пребывания ребёнка в группе. Сравнение результатов
стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития
ребёнка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в
произвольной форме. При необходимости педагог может использовать специальные методики
диагностики физического развития детей с ОВЗ.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами
для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают как
обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в
образовательной области «Физическая культура». Педагог наблюдает за поведением ребёнка в
двигательной деятельности, разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке,
совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе
наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребёнком деятельностных умений,
интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи.
Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает
самостоятельно. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать
динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать
образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и его
потребностей.
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе
которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую
двигательную деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные
маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует
образовательный процесс.







В диагностике учтены следующие положения:
цель педагогической диагностики, согласно Стандарту, заключается не столько в
определении уровня сформированности знаний, полученных ребенком, сколько в
определении уровня овладения каждым видом детской деятельности в соответствии с
возрастом;
универсальность педагогической диагностики;
процедура проведения диагностики минимальна по времени и удобна в организации:
осуществление образовательной деятельности в соответствии с Программой и создание
условий для детского развития;

8

 оценка индивидуального развития, лежащая в основе педагогической диагностики,
осуществляется на основе наблюдения за деятельностью детей;
 диагностика представлена двумя уровнями: экспресс-диагностика и дополнительная
диагностика по каждому виду деятельности и для каждой возрастной группы;
 методологической основой разработки педагогической диагностики служит системный
и деятельностный подходы;
 построение педагогической диагностики осуществляется с учетом зон актуального и
ближайшего развития ребенка;
 учет основных психологических новообразований в каждом возрастном периоде для
выявления объективной картины развития ребенка и своевременной коррекции его
развития в случае необходимости.
Мониторинговым индикатором будут являтся критерии области “Физическое развитие”
“Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС” Л.Н. Лавровой,
И.В. Чеботаревой. (Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В. Педагогическая диагностика в детском саду
в условиях реализации ФГОС ДО. - «ТЦ Сфера», 2017.)
Сроки проведения мониторинга:
● два раза в год (сентябрь, май)
● по необходимости – промежуточный (январь) по группе риска (Индивидуальная
образовательная траектория)
● длительность проведения - 2 недели
(https://disk.yandex.ru/i/iF_HL2DFwtCvcA).

9

Содержательный раздел

Задачи и содержание образования в области «физическое развитие»

1.6

Основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
●
●
●
●
●

становления у обучающихся ценностей здорового образа жизни;
овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек);
развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности;
формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения
подвижными играми с правилами.

В сфере становления у обучающихся ценностей здорового образа жизни педагогические
работники способствуют развитию у обучающихся ответственного отношения к своему
здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их
организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его
элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания.
Педагогические работники способствуют формированию полезных навыков и привычек,
нацеленных на поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических
навыков. Создают возможности для активного участия обучающихся в оздоровительных
мероприятиях.
В сфере совершенствования двигательной активности обучающихся, развития
представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных
представлений о спорте педагогические работники уделяют специальное внимание развитию у
ребенка представлений о своем теле, произвольности действий и движений ребенка.
Для удовлетворения естественной потребности обучающихся в движении,
педагогические работники организуют пространственную среду с соответствующим
оборудованием как внутри помещения, так и на внешней территории (горки, качели и другое);
подвижные игры (как свободные, так и по правилам), занятия, которые способствуют
получению детьми положительных эмоций от двигательной активности, развитию ловкости,
координации движений, силы, гибкости, правильного формирования опорно-двигательной
системы детского организма.
Педагогические работники поддерживают интерес обучающихся к подвижным играм,
занятиям на спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании;
побуждают обучающихся выполнять физические упражнения, способствующие развитию
равновесия, координации движений, ловкости, гибкости, быстроты.
Педагогические работники проводят физкультурные занятия, организуют спортивные
игры в помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у обучающихся интерес к
различным видам спорта, предоставляют детям возможность кататься на коньках, лыжах,
ездить на велосипеде, плавать, заниматься другими видами двигательной активности.

10

Основное содержание образовательной деятельности в области «Физическое развитие» с
детьми среднего дошкольного возраста.
Задачи образовательной области "Физическое развитие" для обучающихся с ТНР
среднего возраста решаются в разнообразных формах работы. Характер решаемых задач
позволяет структурировать содержание образовательной области "Физическое развитие" по
следующим разделам:
 физическая культура;
 представления о здоровом образе жизни и гигиене.
Образовательную деятельность в рамках образовательной области проводят
воспитатели, инструктор по физической культуре. Активными участниками образовательного
процесса должны стать родители (законные представители), а также все остальные
специалисты, работающие с детьми.
Реализация содержания образовательной области помимо непосредственно
образовательных задач, соответствующих возрастным требованиям образовательного
стандарта, предполагает решение развивающих, коррекционных и оздоровительных задач,
воспитание у обучающихся представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к
физической культуре.
В этот период реализация задач образовательной области "Физическое развитие" должна
стать прочной основой, интегрирующей сенсорно-перцептивное и моторно-двигательное
развитие обучающихся с нарушением речи.
Основное содержание образовательной деятельности в области «Физическое развитие»
с детьми старшего дошкольного возраста
В ходе физического воспитания обучающихся с ТНР большое значение приобретает
формирование у обучающихся осознанного понимания необходимости здорового образа жизни,
интереса и стремления заниматься спортом, желания участвовать в подвижных и спортивных
играх с другими детьми и самим организовывать их.
На занятиях физкультурой реализуются принципы ее адаптивности, концентричности в
выборе содержания работы. Этот принцип обеспечивает непрерывность, преемственность в
обучении и воспитании. В структуре каждого занятия выделяются разминочная, основная и
релаксационная части. В процессе разминки мышечно-суставной аппарат ребенка
подготавливается к активным физическим нагрузкам, которые предполагаются в основной
части занятия. Релаксационная часть помогает детям самостоятельно регулировать свое
психоэмоциональное состояние и нормализовать процессы возбуждения и торможения.
Продолжается физическое развитие обучающихся (объем движений, сила, ловкость,
выносливость, гибкость, координированность движений). Потребность в ежедневной
осознанной двигательной деятельности формируется у обучающихся в различные режимные
моменты: на утренней зарядке, на прогулках, в самостоятельной деятельности, во время
спортивных досугов.
Физическое воспитание связано с развитием музыкально-ритмических движений, с
занятиями логоритмикой, подвижными играми. Кроме этого, проводятся лечебная физкультура,
массаж,
различные
виды
гимнастик
(глазная,
адаптационная,
корригирующая,
остеопатическая), закаливающие процедуры, подвижные игры, игры со спортивными
элементами, спортивные праздники и развлечения. При наличии бассейна обучающихся

11

обучают плаванию, организуя в бассейне спортивные праздники и другие спортивные
мероприятия.
Продолжается работа по формированию правильной осанки, организованности,
самостоятельности, инициативы. Во время игр и упражнений обучающиеся учатся соблюдать
правила, участвуют в подготовке и уборке места проведения занятий.
Педагогические
работники привлекают обучающихся к посильному участию в подготовке физкультурных
праздников, спортивных досугов, создают условия для проявления их творческих способностей
в ходе изготовления спортивных атрибутов.
В этот возрастной период в занятия с детьми с ТНР вводятся комплексы аэробики, а
также различные импровизационные задания, способствующие развитию двигательной
креативности обучающихся.
Для организации работы с детьми активно используется время, предусмотренное для их
самостоятельной деятельности. Важно вовлекать обучающихся с ТНР в различные игрыэкспериментирования, викторины, игры-этюды, жестовые игры, предлагать им
иллюстративный и аудиальный материал, связанный с личной гигиеной, режимом дня,
здоровым образом жизни.
В этот период педагогические работники разнообразят условия для формирования у
обучающихся правильных гигиенических навыков, организуя для этого соответствующую
безопасную, привлекательную для обучающихся, современную, эстетичную бытовую среду.
Обучающихся стимулируют к самостоятельному выражению своих потребностей, к
осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации (умывание, мытье рук,
уход за своим внешним видом, использование носового платка, салфетки, столовых приборов,
уход за полостью рта, соблюдение режима дня, уход за вещами и игрушками).
В этот период является значимым расширение и уточнение представлений обучающихся
с ТНР о человеке (себе, других детях, педагогическом работнике, родителях (законных
представителях), об особенностях внешнего вида здорового и заболевшего человека, об
особенностях своего здоровья. Педагогические работники продолжают знакомить
обучающихся на доступном их восприятию уровне со строением тела человека, с назначением
отдельных органов и систем, а также дают детям элементарные, но значимые представления о
целостности организма. В этом возрасте обучающиеся уже достаточно осознанно могут
воспринимать информацию о правилах здорового образа жизни, важности их соблюдения для
здоровья человека, о вредных привычках, приводящих к болезням. Содержание раздела
интегрируется с образовательной областью "Социально-коммуникативное развитие", формируя
у обучающихся представления об опасных и безопасных для здоровья ситуациях, а также о том,
как их предупредить и как вести себя в случае их возникновения. Очень важно, чтобы
обучающиеся усвоили речевые образцы того, как надо позвать педагогического работника на
помощь в обстоятельствах нездоровья.

1.7

Вариативные
программы.

формы,

способы, методы

и

средства

реализации

При реализации Рабочей программы могут использоваться различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение,
исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей.
Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также

12

работа с электронными средствами обучения при реализации Образовательной Программы
должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
Для достижения задач воспитания в ходе реализации РП педагог может использовать
следующие методы:
● организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам
общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы);
● осознания детьми опыта деятельности
● мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры,
соревнования, проектные методы).
При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы (словесные,
наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер познавательной
деятельности детей:
1) при
использовании
информационно-рецептивного
метода
предъявляется
информация, организуются действия ребёнка с объектом изучения
2) репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения
представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе
образца педагога)
3) метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и раскрытие
пути её решения
4) при применении эвристического метода (частично-поискового) проблемная задача
делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение
представлений в новых условиях);
5) исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных
ситуаций. Для решения задач воспитания и обучения широко применяется метод проектов. Он
способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов,
коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое. Выполняя
совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях,
потребностях.
Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагог учитывает возрастные и
личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его
применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты. Для решения
задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов.
При реализации РП по Физическому развитию детей с ТНР инструктор может
использовать различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных
объектов:
● демонстрационные и раздаточные;
● визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
● естественные и искусственные;
● реальные и виртуальные.
1.7.1 Формы оздоровительной работы с детьми Программы «К здоровой семье через
детский сад».
Реализацию осуществляю инструктор по физической культуре, воспитатели, а также
родители, имеющих детей дошкольного возраста:
13

Закаливание «Воздушные ванны»
Психофизический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения - автор
Руденко А.С
Гимнастический мини-комплекс для нормализации работы пищеварительной системы
Гимнастика Воробьева (аналог адаптационной гимнастики для детей младше 3 лет)
Глазной гимнастический комплекс
Организуя двигательную деятельность, инструктор учитывает опыт ребёнка, его
субъектные проявления (самостоятельность, творчество при выборе содержания деятельности и
способов его реализации, стремление к сотрудничеству с детьми, инициативность и желание
заниматься двигательной деятельностью). Эту информацию педагог может получить в процессе
наблюдения за деятельностью детей в ходе проведения педагогической диагностики. На основе
полученных результатов организуются разные виды двигательной деятельности,
соответствующие возрасту детей. Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из
них органично включается в другие виды деятельности (например, коммуникативная,
познавательно-исследовательская). Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе
образовательной деятельности.
Игра в педагогическом процессе выполняет различные функции: обучающую,
познавательную, развивающую, воспитательную, социокультурную, коммуникативную,
эмоциогенную, развлекательную, диагностическую, психотерапевтическую и другие.
Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления его
личности, педагог максимально использует все варианты её применения в ДО.
Двигательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает
использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания,
обучения и развития ребёнка. Основная задача педагога в утренний отрезок времени состоит в
том, чтобы включить детей в общий ритм жизни ДОО, создать у них бодрое, жизнерадостное
настроение.
Для реализации этой задачи в образовательную деятельность, осуществляемая в
утренний отрезок времени, включаются оздоровительные и закаливающие процедуры,
здоровьесберегающие мероприятия, двигательную деятельность (подвижные игры, гимнастика
и другое).
Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время для
проведения занятий по физической культуре и занятий в бассейне.
При организации занятий инструктор использует опыт, накопленный при проведении
образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов. Время проведения
занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка
для детей дошкольного возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21.
Во время прогулки двигательная деятельность осуществляется в форме подвижных игр
и спортивных упражнений, спортивных праздников (при необходимости) , направленных на
оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей
Двигательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, может
включать:
проведение спортивных развлечений, праздников, досугов; игры малой и средней
подвижности как индивидуальные так и небольшими подгруппами
14

1.8

Способы и направления поддержки детской инициативы.

Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную
двигательную деятельность деятельность детей, основанную на детских интересах и
предпочтениях.
Любая деятельность ребёнка в ДОО может протекать в форме самостоятельной
инициативной деятельности, в том числе и самостоятельной двигательной деятельности,
подвижных играх, выполнения ритмических и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы используется ряд способов и приемов.
1) Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения
двигательной задачи, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и
поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребёнку, педагог
сначала стремится к её минимизации.
2) У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных
задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения одной задачи,
поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с
решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно
акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях, одобряет и хвалит за
результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных,
инициативных действий.
3) Особое внимание педагог уделяет общению с ребёнком в период проявления кризиса
семи лет: характерные для ребёнка изменения в поведении и деятельности становятся поводом
для смены стиля общения с ребёнком. Важно уделять внимание ребёнку, уважать его интересы,
стремления, инициативы в познании, активно поддерживать стремление к самостоятельности.
Дети седьмого года жизни очень чувствительны к мнению взрослых. Необходимо
поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах.
4) Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных умений
организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания: поставить цель
(или принять её от педагога), обдумать способы её достижения, осуществить свой замысел,
оценить полученный результат с позиции цели.
Инструктор по физической культуре ДОО 35 пользуется электронными средствами
обучения при реализации Образовательной Программы в соответствии с требованиями СП
2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21.
Возраст
детей

Виды деятельности

Время
взаимодействия с
цифровым
контентом

Цифровой ресурс

4-5
лет

физкультминутки

1 раз в день не
более 2 минут в
день

аудийные цифровые
ресурсы в условиях
смешанной
реальности; звуковая
модуляция голоса

занятия/совместная

2 раза в неделю -

аудийные цифровые

15

Примечание по
организации
деятельности

5-7
лет

деятельность
воспитателя с детьми

суммарно не более
15 минут в день

ресурсы в условиях
смешанной
реальности; звуковая
модуляция голоса

физкультминутки

1 раз в неделю не
более 2 минут

аудиовизуальное
сопровождение

физкультминутки

1 раз в день не
более 2 минут в
день

аудиальные цифровые
ресурсы в условиях
смешанной
реальности; звуковая
модуляция голоса

занятия/совместная
деятельность
воспитателя с детьми

2 раза в день 4 раза аудиовизуальный
в неделюцифровой контент;
суммарно не более
20 минут в день

Образовательная деятельность в режимных процессах.
Формы оздоровительной работы с детьми Программы «К здоровой семье через
детский сад».
Формы

Время в режимном моменте

Ответственный

Закаливание «Воздушные ванны»
Психофизический комплекс для
оптимизации работы системы пищеварения автор Руденко А.С
Гимнастический мини-комплекс для
нормализации работы пищеварительной
системы
Гимнастика Воробьева (аналог
адаптационной гимнастики для детей
младше 3 лет)
Глазной гимнастический комплекс

в режимных моментах
перед приемом пищи

воспитатель,
ИФК
воспитатель

после дневного сна
воспитатель
1 раз в неделю во время
утренней гимнастики
(понедельник)
2 раза в день

воспитатель,
ИФК
воспитатель

16

1.9

Особенности взаимодействия инструктора по физической культуре с
семьями обучающихся.

Главными целями взаимодействия с семьями обучающихся дошкольного возраста
являются:
● обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления
здоровья детей;
● обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и
семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные
действия родителей (законных представителей).
Деятельность ИФК по построению взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
1) диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о
семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; а
также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование
воспитательных задач;
2) просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных
представителей) по вопросам особенностей физического развития детей младенческого,
раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей
определенного возраста;
3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления
возникающих проблем воспитания и обучения детей с ТНР в образовательной области
«Физическое развитие»
Совместная образовательная деятельность ИФК и родителей (законных представителей)
обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач,
вопросах организации РППС и физкультурных мероприятий; поддержку образовательных
инициатив родителей (законных представителей) дошкольного возрастов; разработку и
реализацию образовательных проектов ДО совместно с семьей.
Особое внимание в просветительской деятельности ДО должно уделяться повышению
уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения
ребёнка.
Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих направлений
просветительской деятельности:
1) информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое
здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье,
закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический
микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии негативных
факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих
непоправимый вред здоровью ребёнка;
2) своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с
рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим
показаниям;

17

3) информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах
физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о
возможностях ДО и семьи в решении данных задач;
4) знакомство
родителей
(законных
представителей)
с
оздоровительными
мероприятиями, проводимыми в ДО;
5) информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на
развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение
сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации
и общения и другое).
Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей может
быть повышена за счет привлечения к тематическим встречам профильных специалистов
(медиков, нейропсихологов, физиологов, IT-специалистов и других).
Направления деятельности ИФК реализуются в разных формах (групповых и (или)
индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с
родителями (законными представителями):
1) диагностико-аналитическое направление педагогические беседы с родителями
(законными представителями); открытые просмотры занятий и других видов деятельности
детей и так далее;
2) просветительское и консультационное направления реализуются через групповые
родительские собрания, семинары-практикумы, тренинги, консультации; информационные
проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей);
сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; фотографии, выставки детских работ,
совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую
форму – совместные праздники и вечера, семейные спортивные мероприятия.

18

1.10 Формы взаимодействия
ИФК
представителями) обучающихся
Целевая аудитория
Все группы

родители
(законные
представители)

Первая
младшая
группа
Родители,
поступивших в
ДОО
обучающихся

родители
(законные
представители)

Старшие и
подготовител
ьные группы
Старшие и

родители
(законные
представители)
и дети
родители

с

родителями

Форма
Содержание
работы
Общее и
Опрос,
групповые просвещение,
родительс консультирование
кие
собрания

Семинар- Формы
практикум оздоровительной
работы с детьми
Программы «К
здоровой семье
через детский
сад»
Психофизический
комплекс для
оптимизации
работы системы
пищеварения автор Руденко
А.С
Гимнастический
мини-комплекс
для нормализации
работы
пищеварительной
системы
Глазной
гимнастический
комплекс
Гимнастика
Воробьева (аналог
адаптационной
гимнастики)
Спортивн
ый досуг
Спортивн

«Россия - дом
большой»
«Державы верные
19

(законными

Отв.
исполнитель
Заведующий
ГБДОУ
Зам. зав. по
УВР
Старший
воспитатель
Специалист
ы ДОО
Воспитатели
ИФК

Срок

ИФК

Первая
неделя
ноября

ИФК

Февраль

Сентябрь

Сентябрь

подготовител
ьные группы
Первая
младшая
группа

(законные
представители)
и дети
родители
(законные
представители)
и дети

ый досуг

сыны»

Спортивн
ый досуг

по мотивам
сказки «Маша и
медведь»

(к 23
февраля)
ИФК

Март

Групповы
Администра Май
родители
е
ция
«Итоги
Все группы
(законные
родительс
Воспитатели
года». Опрос.
представители)
кие
собрания
Просветительское и консультационное направления реализуются через социальные
группы в сети Интернет группа «ВКонтакте», сайт ДОО
План взаимодействия ИФК с родителями (законными представителями)
воспитанников в рамках
«Семейного клуба» рубрика “Семья. Дети. ИКТ."
Октябрь

Май

Спорт ребятам очень нужен.
Мы со спортом крепко дружим!

“Безопасность жизнедеятельности детей”

20

2

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

21

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Спортивный комплекс (включает спортивный, кабинет педагога)
Универсальный спортивный зал
Балансиры разного типа
Воланы для игры в бадминтон
Гимнастическая палка пластмассовая

4
4
По кол-ву
вгруппе

Гимнастическая стенка
Гимнастический коврик
Гимнастический

набор: обручи,

детей
2

По кол-ву
детей в группе
рейки, палки,

Доска гладкая с зацепами
Доска наклонная
Доска с ребристой поверхностью
Дуга большая
Дуга малая
Дуги для подлезания
Жилетка игровая
Канат для перетягивания
Канат подвесной для лазания
Клюшки
Коврик массажный
Кольцеброс
Кольцо баскетбольное
Комплект атрибутов общеразвивающих упражнений и
подвижных игр
Корзинка для мячей
Массажный ролик
Мат гимнастический (стандартный)
Мат гимнастический прямой
Мат с разметками
Мягкая «кочка» с массажной поверхностью (комплект
из 4шт.)
Мяч баскетбольный
Мяч для метания
Мяч для мини-баскетбола
Мяч набивной (0,5 кг)
Мяч набивной (медбол)
Мяч фитбол (диаметр не менее 65 см)
22

1

1
1
1
2
2
10
20
2
2
15
12
2
2
1
4
10
2
2
4
4
2
20
4
4
4
4

Мяч футбольный
Набор мячей (разного размера, резина) (не менее 5 шт.)
Набор разноцветных кеглей с битой
Насос для накачивания мячей
Настенная лесенка (шведская стенка)
Обруч (малого диаметра)
Обруч (среднего диаметра)
Ракетки для бадминтона (комплект с воланами)
Свисток
Серсо (комплект для игры)
Скакалка (взрослая)
Скакалка детская
Скамейка гимнастическая универсальная
Стеллаж для инвентаря
Стойки для прыжков в высоту (комплект)
Сухой бассейн с шарами для зала
Тележка или стенд для спортинвентаря
Ферма для щита баскетбольного
Фишки конусы
Флажки разноцветные (атласные)
Музыкальный центр
Кабинет педагога /воспитателя физической культуры
Кресло педагога
Многофункциональное устройство/принтер
Стол педагога
Шкаф для одежды
Рулетка
Стеллаж для инвентаря

23

2
6
2
1
4
20
20
15
1
2
2
По кол-ву детей в
группе
6
1
2
1
1
1
10
50
1
1
1
1
1
2
1

Календарный план воспитательной работы.
События федерального календаря включены в единый комплексный план тематических
недель ДОО на учебный год и реализуются педагогами (в соответствии с возможностями детей с
ТНР, ЗПР), исходя из педагогической целесообразности (вместе с другими педагогами и
группами).
Месяц Дата Мероприятие/ событие/проект
Направление
Ценности
Возраст
реализа
ции
1
сентябрь 02.09 День Знаний (ФК)
Познавательное Познание
3-7 лет
1 сентября: День знаний;
Здравствуй, детский сад!
Праздник «Детский сад встречает ребят!»
03.09 День окончания Второй мировой войны Патриотическое Родина
5-7 лет
(ФК) и День солидарности в борьбе с
терроризмом (ФК)
Выставки в книжном уголке.
08.09 Международный день распространения Познавательное Познание
5-7 лет
грамотности (ФК)
27.09 День воспитателя и всех дошкольных
Социальное
Дружба
5-7 лет
работников (ФК) Выставка
Трудовое
Человек
2
поздравительных открыток (ВВ)
Сотруднич-о
Труд
3
18 - Праздник урожая (РК)
Эстетическое Культура,
3-7 лет
20.09
Патриотическое красота
Природа
октябрь 01.10 Международный день пожилых людей ДуховноЖизнь,
3-7 лет
Нахождение и разучивание пословиц и нравственное милосердие,
поговорок, игры бабушек (ВВ)
добро
Волонтерские акции
01.10 Международный день музыки (ФК)
Эстетическое Культура,
3 (ВВ)-7
- Музыкальные игры (ВВ)
красота
лет
04.10 День защиты животных (ФК)
- волонтерские проекты.

Патриотическое Природа
3-7 лет
ДуховноМилосердие
нравствен ное
Трудовое
Труд
5-7 лет

05.10 День учителя (ФК)
Беседы, игры
Ноябрь 04.11 День народного единства (ФК) Досуг:
Россия – дом большой
08.11 День погибших при исполнении

1

Патриотическое Родина

4-7 лет

Патриотическое Родина

5-7 лет

ФК – Федеральный компонент календарного плана воспитательной работы
ВВ – воспитателю о воспитании
3
РК - Региональный компонент
2

24

служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России (ФК)
Беседы о труде сотрудников полиции.
Сюжетно-ролевая игра «Полиция».
20.11 Всемирный день ребенка (ВВ)
Игровой проект

Социальное

Человек

21.11 Всемирный день приветствий (ВВ)
Досуг

Социальное

Дружба,
5-7 лет
сотруднич-о

Посл День Матери в России (ФК)
Социальное
еднее “Семейный фестиваль - Минута славы” воскр концерт (25 ноября) - творческие номера
есень от семей воспитанников «Мамы разные
е
нужны, мамы разные важны»
Ноя-я (ВВ) фоторепортаж праздника

Семья

30.11 День Государственного герба Российской Патриотическое Родина
Федерации (ФК) Рассматривание
изображение Государственного герба,
беседа о его происхождении и
символическом значении.

5-7 лет

1,5-7 лет

5-7 лет

декабр 03.12 День неизвестного солдата (ФК):
Патриотическое Родина
5-7 лет
ь
Беседы и просмотр материалов о
ДуховноЧеловек
памятниках и мемориалах неизвестному нравствен ное Жизнь,
солдату, проект «книга памяти»,
милосердие,
совместное рисование плаката «Памяти
добро
неизвестного солдата».
Волонтерская акция.
05.12 День добровольца (волонтера) в России Социальное
(ФК)
ДуховноБеседы с детьми на темы «Легко ли быть нравственное
добрым?», «Кто такие волонтеры».
«День добрых дел»—социальная акция.
Конкурс рисунков, презентаций и
разработок «Я —волонтер». Районная
акция.

Человек
4-7 лет
Жизнь,
милосердие,
добро

08.12 Международный день художника (ФК) Эстетическое
Выставка
произведений
Трудовое
детских художниковиллюстраторов в книжном уголке.
Индивидуальные выставки творчества
дошкольников. Экскурсии или прогулки

Культура,
красота.
Труд

25

3-7 лет

выходного дня в Академию художеств
или музею-квартиру А.И. Куинджи.
09.12 День Героев Отечества (ФК)
Патриотическое Родина
Ознакомление детей с художественной
литературой: Т. А. Шорыгина
«Спасатель», С. Я. Маршака «Рассказ о
неизвестном герое»
Спортивно-игровые мероприятия: “О
героях былых времён” на смелость, силу,
крепость духа.

5-7 лет

12.12 День Конституции Российской
Патриотическое Родина,
Федерации (ФК) Тематические беседы об Познавательное познание
основном законе России,
государственных символах.
Творческий коллаж в группах.

5-7 лет

Утренник «Новый год шагает по
31.12 планете»
Новый год (ФК)

3-7 лет

январь 18.01 Зимние гуляния
Досуг

Эстетическое

Красота

Физическое
Здоровье
Оздоровительно

3-7 лет

19.01 День рождения детского сада
Творческий коллаж в группах “С днем
рождения, детский сад!”

Эстетическое

1,5-7 лет

27.01 День снятия блокады Ленинграда (ФК)
Праздник, посвященные Дню полного
освобождения Ленинграда от
фашистской блокады
Беседа с презентациям:
5-7 лет. “Ленинград. Блокада. Дети.”.
6-7 лет “Жизнь блокадного города”
Целевые прогулки и экскурсии
выходного дня, посвященные Дню
полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады (РК)

Патриотическое Родина

Красота

феврал 08.02 День российской науки (ФК)
Познавательное Познание
ь
Районная игра «Олимпиада для
Трудовое
Труд
дошкольников, посвященная Дню науки»

5-7 лет

5-7 лет

15.02 День памяти о россиянах, исполнявших Патриотическое Родина Труд 5-7 лет
служебный долг за пределами Отечества Трудовое
(ФК)
26

Беседа «Кто такой дипломат?»

март

21.02 Международный день родного языка
(ФК)
«Ярмарка» (традиции русского народа)
(ВВ)

Познавательное Познание
Патриотическое Родина

23.02 День защитника Отечества (ФК)
Спортивный досуг «Державы верные
сыны»

Патриотическое Родина Труд 4-7 лет
Трудовое
Семья

24.02 Масленица
Досуг “Масленица”
02.03

ДуховноПознание
нравственное, Родина
Физкультурн Здоровье
Оздоровительн. Культура
Познавательное

1,5 – 7
лет

01.03 Всемирный день гражданской обороны
(ФК)
Пропаганда знаний о гражданской
обороне.
Спортивный досуг

Познавательное Познание
Патриотическое Родина

5-7 лет

08.03 Международный женский день (ФК)
Изготовление подарков «Цветы для
мамы» (ВВ) Утренник «Праздник мам»
(ВВ)

Социальное

1,5-7 лет

09.03 День рождения космонавта Юрия
Алексеевича Гагарина (ВВ)
Презентация

Познавательное Познание
Патриотическое Родина

Семья

5-7 лет

5-7 лет

13.03 День рождения
писателя
Сергея Эстетическое
Владимировича Михалкова (ВВ)
Флешмоб «Чтение вслух»

Культура,
красота

5-7 лет

19.03 День рождения писателя Корнея
Эстетическое
Ивановича Чуковского (ВВ)
Викторина «Путешествие по сказкам К.
И. Чуковского»
Выставка в книжном уголке

Культура

5-7 лет

Культура

5-7 лет

Познавательное Познание
Патриотическое Родина
Физкультурное Здоровье

3-7 лет

апрель 01.04 Международный день птиц (ВВ)
12.04 День космонавтики, (ФК) Досуг
«Космонавты» (ВВ) Организация
выставки по теме (ВВ)

27

Эстетическое

Просмотр видеофильма (о космосе,
космических явлениях (ВВ)
Конструирование ракет (ВВ)
Спортивный досуг «Космонавты»
(младшая, средние)
Спортивный досуг “Космические
путешествия” (старшие,
подготовительные)

май

и
оздоровительно

22.04 Всемирный день Земли (ВВ)
Беседы с детьми об экологических
проблемах на Земле (ВВ),
мероприятие «Сбор батареек» (ВВ),
театрализованное представление
«Давайте сохраним…» (ВВ)

Патриотическое Природа

5-7 лет

25.04 Ежегодный Всероссийский «День
эколят…» (ВВ)

Познавательное Познание
Патриотическое Родина
Трудовое
Здоровье
Эстетическое Труд
Красота

4-6 лет

21– Чистый город (РК)
26. 04

Трудовое

Труд

3-7 лет

01.05 Праздник Весны и Труда (ФК)
Трудовое
Слушание и исполнение песен о весне и
труде, слушание музыки о весне (ВВ)
Знакомство с пословицами и
поговорками о труде (ВВ)

Труд

3-7 лет

09.05 День Победы (ФК)
Концерт, посвященный Дню победы
(дети - детям) «Пока мы помним - мы
живём»
Концерт в КСОН

Патриотическое Родина
Эстетическое Красота

5-7 лет

16.05 Спортивный досуг «Футбольный матч»
(ВВ)

Физкультурное Здоровье
Оздоровительно

6-7 лет

18.05 Международный день музеев (ВВ)
Игра, проект «Мини-музей» в моей
группе

Патриотическое Родина

5-7 лет

19.05 День детских общественных организаций Социальное
России (ФК) Районная социальная акция

28

Дружба
5-7 лет
Сотруднич.

июнь

Июль
Август

24.05 День славянской письменности и
Познавательное Познание
культуры (ФК)
Патриотическое Родина
Беседы на тему азбуки,
конкурс
букв-поделок «Кириллица»
и «Глаголица» (ВВ).

5-7 лет

27.05 День рождения Петербурга (РК)
Музыкально-спортивный досуг «Виват,
Санкт-Петербург!»

5-7 лет

Патриотическое Родина

27.05 Общероссийский день библиотек (ВВ) Познавательное Познание
Выставка книг-самоделок, посвященная Трудовое
Труд
Дню библиотек

5-7 лет

01.06 День защиты детей (ФК)
Социальное
Музыкально-спортивный праздник «Дети
должны дружить»

Дружба
Здоровье
Родина

5-7 лет

06.06 День русского языка (ФК) Драматизации Познавательное Познание
«Сказки Пушкина» (ВВ). Пушкинский Патриотическое Родина
день России - видеофильм
Эстетич.
Культура

5-7 лет

12.06 День России (ФК)
Патриотическое Родина
Тематические занятия, познавательные
беседы о России, государственной
символике, малой родине (ВВ)
Выставка детских рисунков и
инсталляций «Россия — гордость моя!»

5-7 лет

16.06 Спортивный досуг (ВВ)
«День туриста»
«Путешествие капельки»

Физкультурное Здоровье
оздоровительно Познание
Познавательное Труд
Трудовое

5-7 лет

22.06 День памяти и скорби (ФК)
Поэтический час «Мы о войне стихами
говорим» (ВВ) Тематические беседы
«Страничка истории. Никто не забыт»
(ВВ)

Познавательное Познание
Патриотическое Родина

5-7 лет

29.06. Спортивный досуг (ВВ)
Правила дорожного движения

Физкультурное Здоровье
оздоровительно Познание
Познавательное Труд
Трудовое

3-7 лет

08.07 День семьи, любви и верности (ФК)
Беседы «Мой семья» (ВВ)
12.08 День физкультурника (ФК)
Совместная разминка, эстафеты на

Социальное

Семья

3-7 лет

Физическое
и

Здоровье

5-7 лет

29

1,5 - 3
года

ловкость и скорость, тематические игры
и забавы
22.08 День Государственного флага
Российской Федерации (ФК)
Выставка, посвященная Дню
Российского флага (ВВ)
27.08 День российского кино (ФК)
Рисованием на тему «Мой любимый
герой мультфильма»

30

оздоровительно
е
Патриотическое Родина

5-7 лет

Эстетическое

5-7 лет

Культура

Список литературы:
1. «Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 № 10225 (Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653)
2. Парциальная программа «К здоровой семье через детский сад» 2014 для детей от 0 до
7 лет и их родителей. Программа утверждена ЭНМС ГБОУ ДПО (ПК) специалистов
«Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»
протокол № 11/14 от 4 марта 2014 г. под научным руководством: Верховкина М.Е.,
к.соц.н, доцент, Коваленко В.С., к.м.н., доцент. 2. Лыкова И.А.
3. Парциальная образовательная программа для детей дошкольного возраста «МИР БЕЗ
ОПАСНОСТИ», издательский дом «Цветной мир», 2017, 112 стр.; рецензия ФГАУ
«ФИРО» № 32 от 13 февраля 2017 г.
4. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5-7 лет «С чистым
сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. – М.: ООО «Русское
слово – учебник», 2019. – 112 с. – (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»). Рецензия
№ 2 Протокол № 10 от 04.06.2019 г. заседания кафедры педагогики начального и
дошкольного образования ГОУ ВО МО ГГТУ. Методическое обеспечение:
5. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 4-5
лет ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
6. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 56 лет ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 67 лет ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
8. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми
3–7 лет. ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018.
9. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Младшая группа (3–4 года).
ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
10. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Средняя группа (4–5 лет).
ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
11. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5–6 лет).
ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
12. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе
группа (6–7 лет). ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
13. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 3–7
лет. ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
14. Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э.Я. Степаненкова. ФГОС. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2017

31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».